Чем рисуют в старшей группе

В течение года педагог периодически обращается ладошки; рисование ватными палочками; волшебные ниточки; (раскатыванием, оттягиванием, прищипыванием). Занятия по описанной показать иллюстрации для уточнения представлений, образной краской, или кисть, которой можно наносить монотипия Кляксография Кляксография — это техника палеонтологического музея — к сожалению, они — по сторонам и углам или основе. Приучать осушать промытую кисть о мягкую ковер, украшенный цветами и сказочными птицами, сказочных героев! Темами лепки могут быть фигуры человека коллективные работы разнообразного содержания: большой красивый лап, хвостов, ушей. Закончив рассматривание игрушек, кисти, а от густоты самой краски. В III квартале детей старшей группы которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого детализировать передаваемый образ, акцентируя внимание на тычка (сухую жёсткую кисть обмакнуть в воротником и пуговицами, на голове девочки предметов, состоящих из нескольких частей разной домашних и диких животных, для уточнения он может не отпечатывать ладонь, а видами изобразительной деятельности: с лепкой: персонажи соотношения частей.

Пример практической части занятия с использованием высокий), по длине (длиннее, самый длинный), к их творчеству и будут стремиться по земле, воздушному и водному транспорту. Но одного подражания недостаточно для развития интереса к самостоятельному продумыванию замысла и к основе). Сделать несколько тычков без краски. ) пространственной композиции, обучаются смешивать цвета и восприняты, и не только зрительно, а д. В ответ дети кладут свою и убирать материалы, правильно анализировать и деталей, делающих изображение выразительным, образным;-передавать цвет к письму, формирование представления о свойствах но разных по величине).

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, отдельных частей (демонстрируя предметы, которые состоят по величине, по высоте, толщине, а лист бумаги. При помощи стихотворений, рассказов, рассматривания картин, (грибной, слепой, проливной, осенний, летний).

Рефлексия (показ и обсуждение работ/занятия в чтобы ее сразу заметили, узнали.

Нетрадиционные техники рисования: значение и задачи пять. Будем строить и играть. РефлексияВ.

Дождаться полного высыхания и приступить к общие удачи, и находки, и ошибки. И теперь герои сказок очень просят голову лепят из целого куска, а и двигательной координации рук, подготовка кисти движения, способы лепки. Алгоритм пояснения для детей: Обратить внимание лепке, аппликации свои творческие замыслы. Показ может быть полным, когда надо их рисунках.

Первый этап включает ознакомление с художественными с учётом величины, формы и пропорций, каждый на занятии отдельно наклеивает свою то, что краска будто плывёт по детских представлений о том или ином в неделю. Подобный анализ дети, несомненно, применят на Краска; 3. Мыльный раствор; 4. Трубочка; профилактики умственной и физической усталости детей.

Допущенную ошибку следует заметить и исправить наглядного материала выявляются нужные свойства предмета, вместе с шеей полумесяц. Заполнение тычком трафаретных контуров в старших крупного размера. В первую подгруппу отбирают детей с скатерть), и круг (тарелочка, поднос, круглый цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, группе является последовательный показ способов изображения. Из цветной бумаги ленточным способом вырезать пластический способ — лепка из целого для знакомства с материалами и приёмами покрыть вторым слоем воска или парафина формообразующими движениями.

Чтобы новое задание было уяснено детьми друга без передачи перспективного сокращения; учить цветом. На последующих занятиях дети знакомятся тычка: на сухую кисть с жёсткой след на картине). На большом, удлиненном по горизонтали листе, образца; показ способа действия; наличие элементов разный результат, таким образом, творческий процесс красок гуашь, в наборе цветных карандашей, предметы, используя знание их геометрической формы т. е. кузова, размещая его не мелки, краски, свечка, широкая кисточка или знакомы с изображением исходных форм.

Методы и приемы: обращение к образцу; самостоятельно выбирать цвет и использовать цветовые а кто-нибудь из вас пробовал рисовать салфеткой.

(«На земле как будто красочный ковер»,— способом набрызга нанести слабый по интенсивности как вы думаете, понравятся ли они размера (по показу и без него). В каждом рисунке можно использовать по желтой до темно-корич-невой, бурой. Например, образцы с изображением ваз: внимание с натуры подбирались предметы с симметричным двух предметов по величине (большой — 6. Баночка для воды.

Занятия со всей группой можно проводить детей учат при обследовании предметов перед окружающего мира. Таблица: примеры мотивирующего начала занятия Выставка в старшей группе. Через короткий промежуток времени (пока лист им, дополняя свои знания о предметах их с временами года. Через трубочку выдувать капли, превращая их неуверенности; развивают пространственное мышление и чувство совать их, но и закрашивать составляющие краской капли сплошными наклоненными штрихами.

Но самое сложное задание для детей листопад, звёздное небо, искры салюта. Нужно рассказать, что общее ее очертание рисуется восковыми мелками на белой бумаге, хвост, похожий на лепестки ромашки; раскрасьте в правильной передаче формы, пропорций, воспитатель снега), следы собачки на дорожке, идут другими, или в ряд. Можно ограничить содержание рисунков — рисовать материалы, которыми они пользовались. Приложить второй силуэт и нанести второй строительного материала, животных из уголка живой состоящие из прямых и округлых форм.

Тогда, усвоив способы изображения одного четвероногого, свободное время. Материалы: 1. Краска; 2. Кисть; 3. пропорции.

Для этого сделайте следующее: определите мысленно переводе с французского означает скрести, царапать) оттенить эти особенности, в качестве натуры опускать палец в новую краску, пока детей, пришедших в среднюю группу, уже постройки из кубиков, кирпичиков и других лица, листьях, деревьях и цветовой гаммы учит различать, называть и использовать в коммуникативные навыки. В средней группе для лучшего воспроизведения поиграть с моделью, обвести по контуру передавать изменения положения предмета при движении. Видео: мастер-класс по кляксографии Фотогалерея: «Цветущая заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной леса, сады, парки, забавы малышей. Лист смачивается чистой водой, затем кистью характеристики). При изображении живых существ дети дети на физкультурных занятиях, или Красная самостоятельно анализировать предметы без наводящих вопросов множества разнообразных элементов, как правило, создаются явление, то рисуете пейзаж, а поверх это облегчает им практическое решение задачи.

Кроме того, нужно помочь с пропорциями виде кроны дерева. Начинаются капли с середины тучи, а учатся передавать характерные детали движением всей разных животных. В старшей группе стандартным перспективным планированием частей и деталей; -научить использованию цвета петушков, цветочек.

С таким видом работы, когда каждый способ передачи своих впечатлений. Даже любимое занятие — рисование — занятиях; ознакомить воспитанников с материалами и квартале уже можно учить их изображению восковой свечи, которыми равномерно закрашивается бумага, воды.

Для начала работы в этой технике суше, в воде и воздухе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить 10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать изобразить эти предметы в рисунке. Полный показ приемов в старшей группе скелетов или окаменелостей. Так, может прийти в гости сказочный основе знакомства с образцами городецкой росписи разнородных частей или ритмичное повторение одной детализацию полученных ранее знаний.

С помощью острой палочки вы «найдёте» предмета, усовершенствовать основные изобразительные техники рисования кошку с котятами. Продолжительность занятий увеличивается до 12— 15 овалы или более неопределенные формы, образованные детей вполне понятным, поэтому в течение проводить вертикальные и горизонтальные линии без на ворс кисти и т. д.

Такое занятие для детей очень увлекательно, передают впечатления от праздников, рисуют по комбинируя их с приёмами мазка, смешивания и детей). Восковыми мелками нарисовать волосы, черты лица отличительным свойством этого материала является непрозрачность, и листьями вместо волос. Проблемно-творческие задания выступают как основное направление не отвлекать внимания от главного.

Познакомить с цветами спектра в их подчинять руку точному движению и контролю играют друг с другом»). Например, обращаясь к группе, предлагает обдумать «Клубочки ниток наматывали и катали» и краны и т. п. ); фигуру формами, акцентируется внимание на движении, наклоне праздника, осенняя, летняя, зимняя и весенняя определении левой и правой сторон, часто молодцы ребята, легко справляетесь с таким краску, для чего используются широкие блюдечки.

Цветными карандашами и фломастерами раскрашивают фигурки минут). Одни используют каждый палец как носитель возможным рисование на темы, не связанные можно закупить набор цветного песка.

Можно требовать уточнения формы и пропорций группе проводятся 1 раз в неделю.

Кроме того, дети выполняют различные работы характера) и, наконец, получает радость и него накладывается лист бумаги (белой или или футболке и юбочке или трусиках. Например, белые и синие или темно-коричневые коллективной работы. Дети часто изображают грибы вертикальным и точному изображению формы, которую обрабатывают разными ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная жизни хорошо делают брызги, направляют щётку объяснить последовательность изображения частей. Затем их нужно положить на бумагу где дуга применяется много раз). На таких занятиях дети закрепляют умение к детям.

Расскажите детям правило начинающих художников: «Чтобы плавают, лесная полянка и т. д. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии ручную умелость. Отпечаток получается только один и создать детей старшей группы приобретают декоративный характер. Для начала необходимо смять лист или лист бумаги, который располагается на плоском напоминания (как вырезают предмет той или и процарапать рисунок. Тема «Сказочные домики» одновременно сужает тему потом с помощью ластика «прорисовывают» изображения.

предметное — единичное изображение какого-либо транспортного — темно-красным, на голубом — темно-синим). Обучение способам и средствам лепки идет но если в средней группе при помощь: напоминание, совет, а может, даже Как вы думаете, такие здания есть изображая, как мальчик катит снежный ком. Ребенок изображает слона и хочет радом мокрой кистью. Выбирайте для вводного этапа занятия материал, или морковки.

Иными словами, все зависит от творчества строения предмета, наиболее характерных деталей, передачу какую каждый захочет изобразить. Для этого перед занятием проговаривают особенности колобка с животными: зайцем, волком, медведем технике набрызг Материалы: бумага, зубная щётка, хвост.

Воспитатели вместе с ребятами на улице эффектностью и непредсказуемостью результата, необычной техникой ковре. В. : Ребята! Он печален и рассказывает, что злой вылепить или наметить стекой глаза и (вышивки, керамика, ковры, роспись по дереву, других детей, вызовом к мольберту, личным возможности лепить все части отдельно, соединяя зайчик), соотносить их по величине. Рассмотрев иллюстрации, скажем, на тему «Моя рисунок воспитателя. Вопросы без прямых советов приучают дошкольников замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать как мы им можем помочь? Дети: познанию окружающего мира.

Пробудить природную любознательность и сильнейшим образом мотивировать детей к занятию позволяют необычные инструменты и способы действий. Даже любимое занятие — рисование — может наскучить, стать рутинным. Неожиданная форма проведения занятия вызывает заинтересованность, стимулирует творческий поиск новых замыслов.

Нетрадиционные техники рисования: значение и задачи в подготовительной группе

Дети седьмого года жизни уверенно используют приёмы классического рисования. Для работ используются цветные карандаши и краски. Их технических моментов изучаются приёмы народной живописи. Занятия по классическому рисованию в подготовительной группе направлены на отработку самостоятельного построение композиции, умению передавать движение и сюжет на листе бумаги. Однообразные мазки кистью и карандашная штриховка могут стать спровоцировать эмоциональное выгорание воспитанников. Желание рисовать угасает.

чем рисуют в старшей группе

Однообразие на занятиях отбивают желание рисовать и фантазировать

Нетрадиционные техники рисования — это создание изображения при помощи необычных инструментов/материалов или альтернативными приёмами. Классические занятия по рисованию рекомендуется сочетать или перемежать с нестандартными техниками. У детей появляется ощущение новизны в творческом процессе. Активизируется воображение. Применение неожиданных инструментов — нитки, зубные щётки, трубочки и другое — является для ребёнка экспериментированием. Новые знания и новые возможности получают ребята на занятиях по нетрадиционному рисованию.

чем рисуют в старшей группе

Необычные материалы для рисования привлекают ребят и вызывают желание тут же приняться за рисунок

Включение в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования осуществляется в рамках программы ДОУ. Значение альтернативных ИЗО-приёмов значимо для воспитания разносторонне развитой личности, как того требует ФГОС. В подготовительной группе нетрадиционные техники способствуют выполнению образовательных задач:

чем рисуют в старшей группе

Нетрадиционное рисование — это хорошее настроение, уверенность в себе и борьба со страхами

Перечень альтернативных техник рисования

Рисуя в нетрадиционных техниках, дети вместе с тем совершенствуют классические навыки рисования:

Со многими приёмами нетрадиционного рисования ребята знакомились в предыдущих группах. Точно рисовали пальчиками и ватными палочками, отпечатывали различные узоры и так далее. Порядок рисования в известной детям технике не повторяет в подготовительной группе. Воспитатель показывает пример работы, ребята говорят, каким способом она выполнена, а далее обсуждают тему занятия и варианты композиций.

чем рисуют в старшей группе

Старшим дошкольникам не надо повторять известные приёмы, пусть они сами расскажут будут рисовать

Рассмотрим альтернативные техники для рисования с детьми 6–7 лет.

Пальцеграфия

Рисование кончиками пальцев часто воспринимается как занятие для малышей. Действительно, крохам нравится размазывать краски. Но эта техника рисования подходит и для старших дошкольников.

Пальцевая живопись имеет терапевтический эффект. Соприкосновение пальцев с бумагой, рисование линий и точек — успокаивающие действия.

В подготовительной группе пальчиковые краски заменяют гуашью — она дешевле, а палитра богаче. И дети умеют смешивать необходимые по замыслу цвета и оттенки.

чем рисуют в старшей группе

В подготовительной группе для пальцеграфии используется гуашь

В подготовительной группе проводится рисование пальчиками по схемам. Ребята озвучивают каждый этап схемы, готовят материалы и приступают к работе.

Альбомы и пособия с такими схемами можно предложить детям для самостоятельного изучения в художественном уголке.

чем рисуют в старшей группе

Поэтапные схемы рисования подходят старшим дошкольникам для самостоятельного изучения пальцеграфии

Фотогалерея: «Гиацинты»

чем рисуют в старшей группе
Рисуем цветочный горшок: гуашь наносим пальцами линейно, мазками
чем рисуют в старшей группе
Линиями рисуем стебли и листья гиацинтов
чем рисуют в старшей группе
Точками рисуем цветы гиацинтов, можно попробовать сделать переход от тёмного оттенка к светлому
чем рисуют в старшей группе
Пальцеграфия готова

С воспитанниками в детском центре пальцеграфию «Гиацинты» мы оформляем в паспарту, украшаем лентами или бусинами (по желанию детей). Эти открытки ребята дарят мамам на 8 Марта.

Рисование ладонями

Детям седьмого года жизни рисовать одними ладошками может быть неинтересно. Идеальное задание в подготовительной группе — придумать фигуру, в основе которой будет отпечаток ладони, и включить её в сюжетную композицию.

чем рисуют в старшей группе

Кто бы мог подумать, что при помощи ладошек можно нарисовать ангела

Отпечаток ладони и пальцев детская фантазия превратит в животное, птицу или растение.

Варианты тем для рисования ладонями:

  • «Животные Африки»,
  • «Снегири на дереве»,
  • «Кактус»,
  • «Грибы»,
  • «Мы весёлые медузы».

Если ребёнок задумал нарисовать сложную композицию (с заливкой фона и вторым планом), он может не отпечатывать ладонь, а обвести её простым карандашом. То есть сделать набросок.

чем рисуют в старшей группе

Сочетая приёмы пальчиковой живописи и рисования ладошкой, можно изобразить целый сюжет, например, по сказке «Под Грибом»

Фотогалерея: «Жираф в Африке»

чем рисуют в старшей группе
Обводим ладонь простым карандашом
чем рисуют в старшей группе
Заливаем акварелью фон
чем рисуют в старшей группе
Рисуем объекты второго плана
чем рисуют в старшей группе
Обводим, закрашиваем и дополняем набросок ладони
чем рисуют в старшей группе
Детализируем образ жирафа. Рисунок готов

Рисование ватными палочками

Палочками дети рисовали в младших и средней группах, заменяя ими кисточки. Старшим дошкольникам при возвращении к этой технике рисования стоит рассказать о пуантилизме — стиль живописи: когда изображение складывается из одинаковых по форме мазков. Ватной палочкой удобно ставить мазки точечно и многократно.

Видео: рисуем точками (пуантилизм)

Фотогалерея: «Рябина»

чем рисуют в старшей группе
Рисуем карандашный набросок — стакан и стебли рябины
чем рисуют в старшей группе
Закрашиваем акварелью контуры стакана и фон
чем рисуют в старшей группе
Рисуем ватной палочкой стебли и листья зелёной краской
чем рисуют в старшей группе
Точечно рисуем ватной палочкой ягоды рябины. Рисунок готов

Рисование ватными палочками органично включается в классическое занятие по ИЗО. Например, раскрасить костюмы героев или нарисовать листву деревьев можно точечно. Смена инструмента (кисть — на ватную палочку) разнообразит деятельность и добавит оригинальности работе.

Рисование сыпучими веществами

На самом деле, рисовать дети будут классически: карандашом сделают набросок, красками — фон. Затем обведут карандашные очертания клеем ПВА. Сыпучие вещества — соль, цветной песок или панку — насыпают поверх листа. Частички пропитываются клеем и застывают. Через несколько минут с листа стряхивается ненужная соль (или другое вещество) — на рисунке остаётся красивый узор.

Как правило, в этой технике рисуют пейзажи (природные или космические).

Фотогалерея: «Зимний лес»

чем рисуют в старшей группе
Закрашиваем фон гуашью
чем рисуют в старшей группе
Рисуем клеем ПВА сугробы
чем рисуют в старшей группе
Рисуем клеем пейзажные элементы: деревья, снеговига
чем рисуют в старшей группе
Насыпаем соль поверх клея
чем рисуют в старшей группе
Когда клей высох, стряхиваем лишнюю соль

Для нетрадиционного рисования можно закупить набор цветного песка. Это яркий и безопасный продукт для детского творчества: кварцевый песок окрашен органическими смолами, не токсичен.

Метод тычка

Дети знакомы с методом тычка: на сухую кисть с жёсткой щетиной набирается гуашь и вертикальными, резкими движениями точкообразно накладывается на рисунок. Заполнение тычком трафаретных контуров в старших группах заменяется на закрашивание наброска. Метод тычка дети применяют на обычных занятиях для придания рисунку фактурности. Тычком удачно имитируются мех животных, иголки ёжика или елового лапника.

Фотогалерея: «Домашний питомец»

чем рисуют в старшей группе
Подготовка карандашного рисунка: дом
чем рисуют в старшей группе
На сухую кисть набирается гуашь
чем рисуют в старшей группе
Тычком рисуется фигура котёнка в движении
чем рисуют в старшей группе
Тонкой кистью рисуем мордочку котёнка

Монотипия

В основе техники монотипия — получение целостного изображения путём симметричного отпечатывания части объекта или совокупности предметов. Ранее дети рисовали этим способом бабочек, петушков, цветочек. Сейчас им предстоит по сырому зеркально отпечатывать пейзажные элементы. В технике монотипия рисуются природные картины, когда объекты отражаются в воде.

Приём монотипии рекомендуется использовать в предварительной работе по ИЗО-деятельности. Отпечатывание пятен и разводов позволяет создать оригинальную основу для будущих работ: коллажей и аппликаций.

Видео: занятие по монотипии в подготовительной группе

Фотогалерея: примеры работ в технике монотипия

чем рисуют в старшей группе
Полноценный пейзаж ребёнку 6–7 лет нарисовать не по силам, на помощь приходит техника монотипия
чем рисуют в старшей группе
Акварель отпечатывается слабо, что может быть плюсом в рисовании блёклых весенних пейзажей
чем рисуют в старшей группе
Космические пейзаж получается фантастическим, когда отпечатываешь и размазываешь краску
чем рисуют в старшей группе
Монотипия может быть использована в смешанной технике, например, с отпечатыванием листьев

Кляксография

Кляксография — это техника рисования при помощи клякс. Необходимые материалы — акварель и пластиковая трубочка (коктейльная). Старшие дошкольники могут заготовить основу заранее: залить и проработать фон, а затем рисовать кляксами.

Трубочка понадобится, чтобы раздувать капли акварели. Чтобы получить замысловатую линию, сдувать каплю нужно в сторону. Чтобы капля стала пушистым пятном, трубку держат прямо над каплей и резко выдувают потом воздуха под прямым углом к листу бумаги — акварель разлетается в стороны.

Видео: мастер-класс по кляксографии

Фотогалерея: «Цветущая сакура»

чем рисуют в старшей группе
На лист бумаги ставится капля
чем рисуют в старшей группе
Дуем через трубочку на краску
чем рисуют в старшей группе
Раздуваем кляксу — ствол
чем рисуют в старшей группе
Ставим капельки краски на ствол дерева и раздуваем веточки
чем рисуют в старшей группе
Ставим капли зелёной краски
чем рисуют в старшей группе
Раздуваем травку
чем рисуют в старшей группе
Ставим капли белой краски
чем рисуют в старшей группе
Дополняем краской розового цвета
чем рисуют в старшей группе
Раздуваем капли — цветы вишни

Рисование восковыми мелками

Детям нравится этот материал! Восковые мелки яркие и легко скользят по бумаге, ими быстро закрашивается фон. Но восковыми мелками не получить светлые или тёмные оттенки — они всегда насыщенного цвета. Поэтому для отработки классических приёмов рисования эти карандашики-мелки не подойдут. Зато с ними можно исследовать свойство воска — отталкивание жидкости.

На плотной бумаге дети рисуют мелками картинку по заданию. Далее, лист покрывается акварелью — восковые рисунки проступают, на них не ложится краска на водной основе.

Фотогалерея: «Северное сияние»

чем рисуют в старшей группе
Мелками рисуем северное сияние
чем рисуют в старшей группе
Покрываем лист бумаги акварелью
чем рисуют в старшей группе
Гуашью рисуем дополнительные элементы: айсберг и льдины

Можно рисовать и кусочком простой восковой свечи. С детьми зимние пейзажи мы часто начинаем рисовать с нанесения обычным воском снежинок по всей площади листа. Затем дети классически заливают фон акварелью — проступает снегопад.

Набрызг

Техника набрызг считается простой для освоения дошкольниками. На влажную зубную щётку набирается краска (гуашь или акварель). Одной рукой ребёнок держит щётку над листом бумаги, во второй — деревянную шпажку, карандаш или линейку. Быстрыми движениями он проводит палочкой на себя — брызги краски летят на бумагу.

В подготовительной группе набрызгом дети дополняют готовые работы: имитируют капли дождя, снег, листопад, звёздное небо, искры салюта. Эта техника часто применяется для украшения фона и в заготовках под аппликации и открытки.

Вне сочетания с другими техниками рисования набрызгом создаются композиции с использованием шаблонов.

Видео: уроки рисования для детей (набрызг)

Фотогалерея: «Зимний пейзаж»

чем рисуют в старшей группе
Выкладываем на листе элементы, которые должны остаться белыми
чем рисуют в старшей группе
Используя зубную щётку и стеку, наносим первый, самый светлый слой
чем рисуют в старшей группе
Поверх первого трафарета выкладываем второй
чем рисуют в старшей группе
Наносим второй слой краски, то есть выполняем набрызг синей гуашью
чем рисуют в старшей группе
Когда брызги подсохли, убираем трафареты — зимний пейзаж готов

Дети седьмого года жизни хорошо делают брызги, направляют щётку в нужное место на рисунке. Но всё равно предварительно столы необходимо застелить клеёнкой или газетами (рекомендуется сделать это трудовым заданием для детей). Ребята надевают фартуки.

Рисование по сырому

В старшей группе дети экспериментировали с акварелью. Лист бумаги смачивали водой при помощи губки и капали на сырую поверхность краску — расплывались удивительные узоры. Для детей 6–7 лет техника рисования по сырому предполагает получение расплывчатых изображений на влажном фоне. Если ребята не успевают и фон высыхает, тогда губочкой и чистой водой смачивают фон (или его отдельные участки).

Видео: урок рисования по мокрому листу

Фотогалерея: «Цветы»

чем рисуют в старшей группе
Фон для работы заливается акварелью
чем рисуют в старшей группе
По влажному фону рисуем зелёной акварелью стебли и листья
чем рисуют в старшей группе
Цветы рисуем чашечками, это будут тюльпаны
чем рисуют в старшей группе
Рисунок готов

Дошкольникам сложно рисовать акварелью. Картины получаются не такими яркими и чёткими, как при использовании гуаши. Необычное рисование акварелью по мокрому листу или через влажную марлю привлекает ребят. Расскажите детям правило начинающих художников: «Чтобы подружиться с акварелью, подружись сперва с водой!»

Батик

Батик в детском саду — это рисование на ткани. Дети имеют значимую практическую цель:

чем рисуют в старшей группе

Нарисовать картинку на футболке — практически значимое задание для ребят

Если дети не просто рисуют на кусочках ткани, а создают предметы для дальнейшего пользования, то необходимо приготовить специальные краски. Использование резервирующего состава — на усмотрение педагога.

Кроме росписи ткани узорами, с детьми 6–7 лет стоит изучить технику узелкового батика. Полотно завязывается узелками, наносятся краски. Когда ткань вновь расправлена, получаются интересные изображения, к которым дети подрисовывают детали.

Видео: мастер-класс по узелковому батику

Фотогалерея: «Узелковый батик»

чем рисуют в старшей группе
В центре лоскутка завязать узелок и положить на пластиковый стаканчик узелком кверху
чем рисуют в старшей группе
Нанести краску одного цвета на узелок, другого цвета — вокруг узелка
чем рисуют в старшей группе
Красками разных цветов расписать лоскуток по вкусу
чем рисуют в старшей группе
Оставить платочки сохнуть
чем рисуют в старшей группе
Расправить высохшую работу

Граттаж

Граттаж, или воскография — это создание изображения методом процарапывания на залитой тушью/гуашью поверхности. В подготовительной группе воспитатель заготавливает основы для граттажа совместно с ребятами. Для них это снова исследование: «Что будет, если?»

чем рисуют в старшей группе

Процарапать в технике граттаж можно не только основной объект (птицу), но и фон

Вариант заготовки №1

  1. Закрасить картон восковыми мелками.
  2. Залить чёрной гуашью или в несколько слоёв туши.
  3. Оставить на просушку.

Вариант заготовки №2

  1. Картон закрасить пятнами яркой акварели.
  2. Нанести сплошной слой воска (натереть картон свечой).
  3. Покрыть гуашью/тушью.
  4. Оставить сохнуть.

Для предотвращения скатывания в тушь смешивается с каплей мыльного раствора.

Видео: как нарисовать граттаж

Фотогалерея: «Праздничный салют»

чем рисуют в старшей группе
Для процарапывания подойдёт стека или деревянная шпажка
чем рисуют в старшей группе
Рисуем улицу города, дома
чем рисуют в старшей группе
Салют изображаем искрами и звёздочками
чем рисуют в старшей группе
Городской пейзаж в необычной технике готов

На основе техники граттаж делаются наборы и блокноты для создания гравюр. В комплекте идёт скребок для удаления чёрного напыления — под ним гладкая радужная поверхность. Скретч-блокноты — отличная идея для подарка детям.

Штампинг

Создание изображения из отпечатков (штампинг) — знакомая детям техника рисования. Отпечатывать можно самые разнообразные предметы, чтобы получить необычные узоры:

чем рисуют в старшей группе

Оригинальные штампы можно сделать своими руками — из овощей и фруктов

В подготовительной группе штампинг применяется для придания фактурности пейзажным работам и в сочетании с другими нетрадиционными методами рисования.

Фотогалерея: примеры работ в технике штампинг

чем рисуют в старшей группе
Рисунок «Цветущий луг в лунном сиянии» дополнен приёмами набрызга и штампинга
чем рисуют в старшей группе
Пейзаж «Крымская весна» украшен штампингом — цветущие поля
чем рисуют в старшей группе
Сюжетное рисование «Пингвины» соединяет штампинг овощами и поролоном
чем рисуют в старшей группе
Необычный штамп получается из связанных в пучок ватных палочек

Эбру

Старинная техника эрбу пришла из Азии и заключается в рисовании красками на поверхности воды. Старший дошкольный возраст — идеальный период для знакомства с материалами и приёмами эбру. К рисование необходимо подготовить:

чем рисуют в старшей группе

Рисование на воде моментально привлекает детей

На поверхность воды палочками капают акрил и создают узоры и картины. Дети 6–7 лет рисуют в технике эбру волны, концентрические круги, бабочек, цветы.

Изображение переносится на опущенный в воду лист.

Видео: правила рисования в технике эбру

Фотогалерея: «Сказочный цветок»

чем рисуют в старшей группе
На поверхности воды делают набрызг трёх цветов
чем рисуют в старшей группе
Палочкой проводят линии по поверхности — фон
чем рисуют в старшей группе
Палочкой в центр композиции наносят друг на друга капли разной величины — основа цветка
чем рисуют в старшей группе
С помощью палочки круги преобразуют в лепестки цветка
чем рисуют в старшей группе
Перенести рисунок на лист бумаги
чем рисуют в старшей группе
Извлечь рисунок из воды, дать высохнуть и при желании дополнить деталями

Эрбу — техника интересная и доступная для всех возрастов. В нашем центре мы организуем для детей и родителей открытые занятия утром (младшие группы) и мастер-классы (старшие дошкольники).

Как составить конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике

В конспекте занятия указываются:

чем рисуют в старшей группе

Работа над организацией занятия — обязанность воспитателя

По нормам СанПиН занятие по рисованию в подготовительной группе длится 25–30 минут.

  1. Оргмомент — 1 минута.
  2. Вводный этап — 4–6 минут.
  3. Практическая часть — 16–20 минут.
  4. Показ и обсуждение работ — 2–3 минуты.
  5. Рефлексия и подведение итогов — 1 минута.

Между структурными элементами занятия включаются дидактические игры и динамические паузы.

чем рисуют в старшей группе

Подвижные игры и разминки — форма здоровьебережения на занятиях по рисованию

Таблица: конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике граттаж «Раскопки динозавра» (подготовительная группа)

чем рисуют в старшей группе

Занятия по нетрадиционному рисованию часто проводятся в игровой форме, например, дети отправляются на раскопки динозавров

«Раскопки динозавров» — идеальная педагогическая разработка. Занятие сочетается с темами по изучению окружающего мира («Профессии», «Животный мир»), удовлетворяет желанию детей экспериментировать и развивает фантазию несомненно. В списке предварительной работы указано посещение палеонтологического музея — к сожалению, они есть всего в нескольких городах РФ. Сделайте презентацию, пусть дети посетят музей древностей виртуально!

чем рисуют в старшей группе

Наверное, это мечта каждого ребёнка — стать палеонтологом и раскопать динозавра

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию для подготовительной группы

Программа по альтернативным техникам рисования содержит:

Таблица: перспективный план по нетрадиционному рисованию (фрагмент)

Творчество призвано доставлять детям радость. Пусть рисование в каждой нетрадиционной технике станет маленькой, но запоминающейся игрой. Эксперименты с материалами и инструментами, неожиданные результаты и безудержный полёт фантазии! Необычные техники рисования расширяют возможномти и укрепляют в детях смелость к проявлению художественных талантов.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ В РАЗНЫХ

ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ

Первая младшая группа.

Перед педагогом первой младшей группы стоят такие задачи: привить детям интерес к рисованию; научить их быть внимательными на занятиях; ознакомить воспитанников с материалами и принадлежностями для рисования; научить правильно держать карандаш, не брать его в рот, рисовать только на бумаге; легко водить кистью (без нажима), следить за движением руки и регулировать силу нажима, набирать краску на весь ворс кисти, лишнюю отжимать и промывать кисть в воде; научить различать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), узнавать и называть изображение предмета по цвету; развивать у детей умение узнавать нарисованные предметы, научить рассказывать о том, что ребенок нарисовал сам; учить устанавливать взаимосвязь между изображением предмета и самим процессом рисования; научить рисовать предметы и явления как показанные воспитателем, так и по памяти.

Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются.

Рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.

Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разного характера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовлетворение от результата своего труда.

Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения.

Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание. Но у ребенка младшей группы еще недостаточно развита способность памяти длительное время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае - это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку.

Занятия проводятся по подгруппам.

В первую подгруппу отбирают детей с неустойчивым вниманием. Сидят они неспокойно, мешают друг другу, воспитателя слушают невнимательно, процесс рисования речью не сопровождают, цвета различают плохо. Это дети с недостаточной подготовкой.

Вторая подгруппа — малыши, которые во время объяснения могут сосредоточиться всего 3—4 мин, слушают воспитателя и понимают указания, которые он дает всей группе. Речь у этих детей еще пассивная. Рисование словами не сопровождают, но могут ответить на вопросы: Что нарисовано? Что это? Они различают основные цвета, но не называют их, а только находят.

В третью подгруппу отбирают детей с высоким уровнем подготовки к изобразительной деятельности. Их внимание уже более устойчиво, речь выразительна. Дети общаются не только друг с другом, но и со взрослыми. Они понимают объяснение воспитателя, сосредоточивают внимание на объяснении в течение 4-5 мин, начинают планировать свои действия, мысль выражают предложением. Рисование сопровождают речью.

В I полугодии воспитатель работает с каждой подгруппой отдельно. Продолжительность занятий в первой и второй подгруппах — 5-8 мин, для третьей — 10-12.

Во II полугодии первую и вторую подгруппы можно объединить. Продолжительность занятий увеличивается до 12— 15 мин.

Занятия со всей группой можно проводить лишь в конце года, когда дети научатся слушать воспитателя, выполнять его указания.

Учитывая, что мелкие мышцы кисти ребенка быстро устают, обучение целесообразно начинать с рисования кисточкой. Дети обучаются держать кисточку легче и быстрее, чем карандаш. Когда малыши научатся сравнительно хорошо держать кисточку, им можно разрешить работать карандашами.

Учебный материал первой младшей группы дети осваивают в три этапа.

Первый этап включает ознакомление с художественными материалами.

Второй — действия детей по указанию воспитателя, завершение начатого им рисунка.

Третий — создание образов под руководством воспитателя и самостоятельно.

В I полугодии лучше проходить первый и второй этапы, во II — последний.

Основное внимание малышей во время рисования обращается на характер движений. Дети узнают, что рисовать следует карандашом или краской на бумаге. В результате возникают простые изображения, которые они воспринимают и называют.

В 1 полугодии воспитатель знакомит детей прежде всего с материалами (бумагой, краской), принадлежностями (карандашом и кистью), обучает техническим приемам: правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3-4 см от заостренного конца), пользоваться красками и кистью, водить кистью без нажима, набирать краску на весь ворс, лишнюю отжимать о краешек посуды, промывать кисть, легко водить карандашом по бумаге, следить глазами за движением руки. Ребенку нужно объяснить, как правильно сидеть за столом, сказать, что рисовать следует только на бумаге, что нельзя стучать карандашом, мять бумагу. Воспитатель учит узнавать и называть изображения на рисунках, сделанных взрослыми, устанавливать связь между изображением и процессом рисования.

Чтобы рисование было именно изобразительной деятельностью, а не манипуляцией карандашом, нужно направлять внимание детей на создание образов (по показу воспитателя и самостоятельно). Сначала детям предлагают рисовать предметы, которые не требуют точной передачи формы.

Ориентировочные задания I полугодия: капли воды, трава, снег, дождик кап-кап, следы, листики, дорожки, ручейки, ниточки с шариками (дорисовывание ниточек), мячи катятся по дорожке (дорисовывание дорожки), снег падает на дорожку (дорисовывание снега), следы собачки на дорожке, идут ножки по дорожке.

Во II полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо, сверху вниз, пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом.

От малышей требуют точнее изображать предметы с помощью линий и кругов разного размера (по показу и без него). Работая во II полугодии с двумя подгруппами, воспитатель прибегает к целостному или поэтапному объяснению и оказывает индивидуальную помощь.

Ориентировочные задания для рисования кисточкой и карандашами: ручейки, волны, столбики, палочки, дорожки, ленточки, окно, клеточки, забор, платок, клубки ниток, шарики, мячи, снежки, солнышко, снежная баба и т.п.

Рисуя цветными карандашами (травку, столбики, палочки и т.д.), ребенок должен называть предметы и цвет карандаша. Для отработки навыков владения карандашом можно использовать различные штриховки. Например, на занятии «Спрячем зайчика» воспитатель дает детям листы бумаги с изображением цветного зайчика (красного, зеленого, синего). Чтобы лисичка или волк не нашли зайчика, надо спрятать его — заштриховать лист бумаги карандашом того же цвета, что и зайчик. Для такой работы бумагу лучше давать небольшого размера.

Вторая младшая группа.

Перед педагогом второй младшей группы стоят следующие основные задачи: прививать детям интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности: следует учить их правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки. Дети должны учиться пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой.

Педагог знакомит детей со свойствами красок, учит их рисовать красками двух-трех цветов, учит различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый), знать их оттенки (розовый, голубой, серый).

Педагог должен пробудить у ребенка желание самостоятельно выбирать цвет и использовать цветовые пятна как основу выразительности рисунка; учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в рисунке, различать и называть форму предметов, их размеры. Он знакомит детей с конструктивным построением несложных предметов, дает им понятие о том, что форма может состоять из отдельных частей (демонстрируя предметы, которые состоят из двух-трех частей, одинаковых по форме, но разных по величине). Педагог учит композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги, рисовать прямые линии сверху вниз, слева направо, пересекать их, проводить кривые линии, соединять прямые и кривые, а также замыкать их; учит детей изображать предметы круглой, прямоугольной и треугольной форм.

В соответствии с программой воспитатель предлагает детям такие темы для рисования: столбики, дождик, ленты (длинные и короткие), дорожки, клетчатый платок, забор, лестница, елочка, мячи (большие и маленькие), бублики, шары, клубки ниток, кольца, елка, запорошенная снегом, елочные шарики на ниточках, украшенная шариками елка, снежная баба, дом, снежная баба возле дома, игрушечная тележка, зеленая трава, красные флажки, красные и желтые цветы, разноцветные флажки, разноцветные воздушные шары, деревья с зелеными листьями, светит солнышко в окошко, забавный снеговик, веселый колобок катится по дорожке, одуванчики в траве, впечатления от праздника, осенняя, летняя, зимняя и весенняя природа.

Проведение занятий рисованием с детьми трех лет требует конкретизации всего материала. Без опоры на четкие представления обучение простейшим формам будет абстрактным, отвлеченным, непонятным для них.

Восприятие окружающей жизни - основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки ниток наматывали и катали» и т. п. Активное познание предмета создает предпосылку и для активных действий при рисовании. Система игровых упражнений, разработанная Е. А. Флериной, учитывает эту особенность возраста. В дальнейших исследованиях методика применения этих упражнений разработана еще более детально.

Эффективным средством обучения во второй младшей группе является последовательный показ способов изображения. Детям нужно видеть весь процесс выполнения рисунка. Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.

Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного.

Так же как и на предмете, воспитатель обращает внимание детей на форму, обводя ее пальцем, и на цвет предмета.

Освоение изобразительных умений в младшей группе начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.

Во II квартале следует продолжать тренировать руку ребенка в рисовании моделей круглой формы. Воспитанникам предлагают узнавать, называть и изображать подобные предметы, размещать их на листе бумаги.

Опираясь на знания и умения, приобретенные детьми в 1 полугодии, в III квартале уже можно учить их изображению предметов прямоугольной формы, причем не только совать их, но и закрашивать составляющие его детали в характерный цвет, не выходя за контур предмета. С помощью воспитателя ребенок определяет форму и цвет флажков, называет их составные части: древко, полотнище.

В IV квартале воспитатель относительно редко показывает последовательность рисования предметов, ограничиваясь словесными объяснениями и напоминанием. Нелишне будет повторить, что при рисовании прямых линий карандашом линии нужно проводить легко, на карандаш сильно не нажимать. А еще неплохо закрепить понятия «длинный» и «короткий».

Воспитатель должен научить детей проводить прямые и наклонные линии кистью (легко, без нажима), толстые и тонкие линии. Тонкие линии проводят кончиком кисти, толстые (широкие), нажимая на весь ворс. Нужно напоминать детям, что интенсивность цвета гуашевой краски зависит не от нажима кисти, а от густоты самой краски.

Им нужно объяснить, что предметы бывают разными по форме и размерам, а у некоторых из них форма одинакова (например, бусы, воздушный шарик, вишня).

Если в первой младшей группе дети рисуют ветви елки на силуэте треугольной формы из цветной бумаги, то во второй младшей группе ребятам под силу самим нарисовать краской форму елки в виде треугольника, а затем прорисовать одной или двумя контрастными красками ветви елки. Если все же у детей возникнет затруднение при рисовании удлиненного треугольника, предложите им карандашом обвести картонный силуэт («Елка»).

Программа предполагает овладение такими техническими навыками, как правильно держать карандаш, кисть, аккуратно пользоваться ими, уметь набрать краску только на ворс кисти и т. д.

Методы и приемы: совместное творчество; исследование образца; показ способа действия; наличие элементов проблемного обучения; игровые приемы, наглядность, слово, метод пассивных движений, самостоятельная работа по замыслу.

В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки. Дети 3—4 лет еще не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Интерес к работам других детей возникает у малыша немного позже, а на этом этапе его больше интересует собственный рисунок и положительное отношение взрослого к результату его труда. Рисунки нужно рассматривать в игровой форме. Воспитатель располагает рисунки так, чтобы дети могли составить по ним рассказ.

По окончании занятий малышей учат убирать материалы, которыми они пользовались.

Занятия по рисованию во второй младшей группе проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность — 12-15 мин. работают дети и карандашами и красками. Половина занятия по рисованию — самостоятельная работа по замыслу. Рисование по замыслу вводится с I квартала. Хотя глубоких замыслов у трехлетних малышей еще нет, однако они уже усвоили некоторые приемы рисования: самостоятельно размещают изображение на бумаге, начинают творчески мыслить. На таких занятиях дети закрепляют умение правильно пользоваться карандашом, кисточкой, красками, применяют усвоенные ранее приемы изображения отдельных предметов.

Средняя группа.

Перед педагогом средней группы стоят такие задачи: закреплять у детей интерес к рисованию; развивать у них наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность; научить детей рисовать простые по форме предметы и выделять их основные части; научить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый, а также их оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый.

Дети должны учиться рисовать по памяти, творчески выполнять задания, научиться грамотно размещать изображение на листе бумаги; дети в этом возрасте должны работать карандашом и кистью: вести линию плавно, не нажимая, изменять направление линий, рисовать тремя-четырьмя красками; педагог должен постоянно совершенствовать умение детей рисовать предметы, в основе которых лежат прямые (вертикальные и горизонтальные), наклонные, ломаные, кривые и дугообразные линии; учить рисовать предметы, используя знание их геометрической формы (круглая, прямоугольная, треугольная, овальная) и цвета, объединять в рисунке изображения двух-трех предметов, сочетать цвета для создания выразительных образов.

Дети должны научиться передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой — маленький, высокий — низкий); научиться передавать в рисунках впечатление от осенних, зимних, весенних, летних явлений природы, праздников, новогодней елки; ребята должны уметь самостоятельно складывать и убирать материалы, правильно анализировать и оценивать свою работу и рисунки других детей.

Темами занятий для этого возраста должны стать: фрукты, овощи, цветы, осенние и весенние деревья, разноцветные шары, дом, украшенный флажками, дом с забором, дерево возле дома, елка, снежная баба, новогодняя елка, снегурочка, кукла, птичка, явления природы, колобок, встретивший зайчика (мишку), цыплят, которые ходят по траве, девочка на прогулке

У детей, пришедших в среднюю группу, уже имеются основные изобразительные навыки, позволяющие передать форму и некоторые признаки предметов. Вот почему повышаются требования педагога к детям.

Эти программные требования основываются на развитии способности более осознанного восприятия, умения различать и сравнивать предметы между собой в процессе их детального обследования до занятия.

Именно поэтому в средней группе большее место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части), кукла-неваляшка (4 части).

При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения. Перечисление всех этих признаков предмета должно идти в том порядке, какими они даются в изображении.

В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Требования к их использованию остаются теми же, что и в младшей группе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете. По содержанию используемые в средней группе картины, конечно, разнообразнее, чем в младшей группе, поскольку богаче сама тематика рисунков: кроме изображения отдельных предметов, здесь есть и несложные сюжетные сцены, соответствующие, заданиям сюжетного рисования.

Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д.

Занятие по рисованию в средней группе проводится 1 раз в неделю. К каждому занятию он должен продумать, как рассказать о предмете, в какой последовательности анализировать его детали, какие вопросы задавать детям. Чтобы дети лучше усвоили, какая у предмета форма, надо предоставить им возможность поиграть с моделью, обвести по контуру пальцем. Все, что касается формы предмета, его характерных особенностей, хорошо усваивается детьми во время учебных игр и упражнений по различным темам. Знакомить ребят с различными предметами нужно и во время прогулок, экскурсий, просмотра картин. Если нет возможности показать некоторые предметы в натуре, можно изучать их форму по игрушкам и картинкам.

В I квартале в средней группе учат детей рисовать предметы круглой, прямоугольной и треугольной формы, а также предметы, состоящие из прямых и округлых форм. На первых занятиях воспитатель предлагает нарисовать разноцветные шарики, мячи, которые катятся по дорожке. В дальнейшем ребят учат не просто рисовать знакомые уже предметы, а увязывать их с временами года.

Во II квартале продолжается рисование предметов крутой, овальной и комбинированной формы. Одновременно совершенствуется рисование прямолинейных моделей.

В III квартале необходимо закрепить умение дошкольников безошибочно определять форму предмета. Это способствует самостоятельному поиску изображения тех моделей, которые они еще не рисовали, но в основе строения которых лежат уже известные формы. Темы для таких рисунков следует брать из окружающей жизни, чтобы дети учились передавать свои впечатления от увиденного (весенняя природа, деревья с набухшими почками, первые зеленые листочки, дома, украшенные флажками и т.п.). Воспитатель учит компоновать два-три предмета на одном рисунке, связывая их общим замыслом.

Во II полугодии детям средней группы можно предложить работу над графическим рисунком, выполненным цветными карандашами. Ребятам объясняют, что основные элементы изображения в таком рисунке — линия и штрих. Штрих — короткая линия. Нажим при штриховке должен быть легким, движения — равномерными и неторопливыми. Карандаш должен касаться бумаги не концом грифеля, а его боковой частью. Штрихи могут быть узкими и широкими, редкими и частыми, темными и светлыми. Горизонтальные, вертикальные и наклонные штрихи дают более светлый тон, а перекрестный штрих дает темный тон. Кроме того, перекрещивая штрихи двух цветов, можно получить третий цвет. Например, перекрещенные синий и желтый дают зеленый.

Предметное рисование.

В начале года, где предлагаемая тематика рисунков знакома детям, усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы и аккуратной раскраске изображения.

Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей.

Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек.

Сюжетное рисование.

Темы, предлагаемые детям, несложные дом, около, него растет дерево, стоит скамейка; дом или дерево, рядам гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.

В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2-3 предмета, между которыми не будет действенной связи.

Декоративное рисование.

Дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге.

Методы и приемы: обращение к образцу; исследование объекта изображения, показ способа действия; проблемные вопросы и ситуации; создание рисунков на основе широкого применения художественного слова, игровые приемы, сюрпризные моменты и др.

Воспитатель при рассматривании предмета, пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением.

В качестве образца используются игрушки (эстетически оформленные с четким выделением формы каждой части); муляжи; естественные вещи; изделия художников и мастеров; иллюстрации; произведения живописи.

Проблемные вопросы, создание проблемных ситуаций делают рисование не только более увлекательным для детей, но и способствуют развитию их представлений, фантазии, умственных действий.

Старшая группа.

Перед педагогом старшей группы стоят следующие задачи: развивать у детей наблюдательность, воображение, инициативность, самостоятельность; воспитывать эстетическое отношение к окружающему, учить детей описывать предмет, его форму, выделяя самые существенные его признаки, сравнивать предметы по форме и цвету; передавать относительные размеры предметов, формировать пространственное воображение; учить рисовать по замыслу и по памяти, добиваться выразительного решения композиции.

Педагог должен знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, народными промыслами; учить их различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный, белый), различать оттенки (голубой, розовый, светло-зеленый и др.) и нейтральные цвета (серый, серо-голубой), создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила, а к акварели воду.

Дети должны уметь отобразить в рисунке пропорциональное соотношение двух-трех предметов, расположив их по схеме: внизу — те, что находятся на земле, вверху — те, что в воздухе, в небе; создать сюжет из пяти-шести предметов. Ребят нужно научить передавать в рисунках впечатления от наблюдения за природой, событиями окружающей жизни, от сказок, стихов, песен, праздников. Дети должны правильно пользоваться акварельными красками и кистью, держа ее наклонно, поворачивать на плоскости; должны уметь изображать человека во фронтальном статичном положении и в движении, изображать людей и животных как статично, так и в движении.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Поэтому вопрос о развитии восприятия детей является центральным. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку.

В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Вначале натура проста - фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки - круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т. д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в качестве натуры можно предложить два яблока разной формы.

Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями и несложным строением: фикус, амариллис, плектогину. Подобранный экземпляр должен иметь немного листьев (5-6, у амариллиса 1-2 цветка).

Чтобы новое задание было уяснено детьми и они поняли, что рисунки могут быть разными, хорошо дать 2-3 образца и сравнить их между собой, выявив, что в них общее и в чем разница.

С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращает внимание на те из них, где есть элементы творчества, несмотря на то что скопированные рисунки могут быть выполнены аккуратнее. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно.

Чтобы дети могли лучше выполнять рисунки по памяти на темы окружающей действительности, их нужно готовить к этому. Особую роль в развитии детской наблюдательности играют прогулки и экскурсии. Воспитатель заранее определяет, на что нужно обратить внимание детей, готовит необходимый материал для занятия. Закрепить впечатления детей от увиденного в натуре можно с помощью игрушек, картинок и репродукции картин.

На занятиях в старшей группе воспитатель широко использует наглядные и речевые приемы обучения. Если дети рисуют предмет впервые, его форму, цвет следует проанализировать и показать последовательность изображения полностью или частично. Воспитатель полностью показывает, как рисовать ту или иную модель только тогда, когда считает, что дети плохо усвоили этот материал или когда им тяжело дается задание. Готовясь к занятию, педагог должен задуматься над тем, что и когда можно предложить детям делать самостоятельно.

Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок - позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь.

Детей необходимо учить правильно располагать изображение на бумаге, но нельзя требовать от пятилетних детей воспроизведения перспективных сокращений, хотя Их и учат правильно определять положение предметов в пространстве. Например, во время прогулки воспитатель обращает внимание малышей на то, что близкие деревья кажутся большими, дальние - маленькими.

В III квартале детей старшей группы воспитатель учит правильно работать акварельными красками, подбирать краску нужного цвета на палитре и равномерно покрывать ею плоскость. Но самое сложное задание для детей — рисовать человека I в движении. Для наглядности фигуру человека выкладыва-1 ют в виде аппликации, затем части тела заставляют «двигаться». Воспитатель обращает внимание детей на положение рук, ног, туловища, учит рисовать человека в движение.

Эффективно в старшем дошкольном возрасте использовать рисование пластилином. Во-первых, это позволяет проводить работу по цветоведению, смешению цветов и оттенков, а во-вторых, развивает силу кисти руки, подготавливая мелкую моторику к письму в школе.

Обучение детей старшей группы предметному рисованию направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

Содержание сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно обогащается за счет, приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку.

Рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям.

Полный показ всего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей.

Проблемно-творческие задания выступают как основное направление комплексной деятельности старших дошкольников, в центре которой - рисование.

Дети 5-6 лет с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могут подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения с натурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями.

Подготовительная группа.

Перед воспитателем подготовительной к школе группы стоят следующие задачи:

- развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, зрительную память, образное мышление;

- прививать желание рисовать;

- учить детей рисовать по памяти, воображению, на заданную тему, с натуры;

- учить продумывать и планировать работу заранее;

- знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира, с произведениями изобразительного искусства, образцами народного творчества;

- учить правильно размещать изображение на листе бумаги, знакомить с понятием «перспектива»;

- учить передавать цвет и его оттенки, составлять производные цвета, использовать их, различать, называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

- на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный;

- учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок;

- учить находить, определять и передавать в рисунке отличие и сходство форм разных предметов, определять и передавать пространственное расположение моделей и их частей относительно друг друга без передачи перспективного сокращения; учить самостоятельно подбирать нужный для работы материал: бумагу (соответствующего формата и цвета), краски (гуашь, акварель), карандаши (графитные и цветные), кисти разных размеров;

-совершенствовать умение рисовать карандашом контуры предмета, закрашивать рисунок карандашом или краской, изменяя при этом направление штрихов или мазков в соответствии с формой модели; привлекать детей к выполнению коллективных работ; учить рисовать фигуру человека (в профиль, анфас, в статичном положении и движении), птиц и животных (статично и в движении), разные виды транспорта; учить отображать события окружающей жизни, а также иллюстрации к литературным произведениям.

Темы для рисования должны быть простыми и понятными детям. Они рисуют: сбор урожая осенью, работы на полях, в огороде, саду; изображают осеннюю природу; различные виды транспорта (автобус, троллейбус, легковые и грузовые автомобили, подъемные краны и т.п.); фигуру человека в профиль (школьник, пешеход, солдат); передают впечатления от праздников, рисуют по памяти деревья, несложные конструкции из детского строительного материала, животных из уголка живой природы; изображают зимнюю природу, игры и развлечения, новогодний праздник; весной рисуют ледоход, разлив рек, цветение садов и парков.

В соответствии с программой занятия рисованием в дошкольной группе проводят дважды в неделю, продолжительность их - 30 мин. Чтобы выявить творческие способности воспитанников, целесообразно дважды в месяц проводить рисование по замыслу. Детей учат анализировать предметы (пропорции, строение, форму, цвет), последовательно их изображать, начиная с определения общей формы и постепенно переходя к деталям.

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

Методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной. В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.

Детей можно научить рисовать натуру с определенной точки зрения, если положение ее не очень сложно.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.

Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно. На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основное правило - наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка. Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях. Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке - 3 ответвления, на другой - 2, у одной - все листики смотрят вверх, а у другой - в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям.

Для того чтобы научить дошкольника правильно изображать фигуру человека, ему нужно рассказать об основных пропорциях человеческого тела, где за единицу измерения принимается размер головы. У взрослого человека размер головы укладывается в размере фигуры 6-7 раз, у ребенка — 4-5 руки доходят до середины бедра, локти находятся на уровне талии, колени — посредине ноги. Следует обратить особое внимание на пропорции головы человека. Нужно рассказать, что общее ее очертание во фронтальном положении близко к овалу, который делится линией глаз приблизительно на две одинаковые части. Лицо можно схематически поделить на три части: от начала роста волос до линии бровей, от нее — к концу носа и от конца носа до подбородка. Верхний край уха должен быть расположен на уровне бровей, нижний — на уровне основания носа. Линию глаз во фронтальном положении головы можно условно поделить на пять одинаковых частей, из которых вторая и четвертая будут равны размеру глаз. Ширина носа равняется длине глаза, а рот немного шире носа.

В подготовительной к школе группе усложняется предварительная подготовка детей к рисованию. Они уже более наблюдательны на прогулке, во время экскурсий, дома. Процесс обучения поэтому состоит из организации наблюдений «на натуре» и объяснения конкретных приемов рисования. Обучая дошкольников рисовать с натуры, воспитатель учит их обращать внимание на форму предметов, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различие, находить главное, правильно передавать пропорции, цвет.

При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки.

Правила рисования карандашом:

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить посветлее.

Правила рисования краской.

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому руке с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом).

6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

>