Почему ребенок рисует маму больше чем папу

При этом не нужно напоминать, кто уверенности в себе. Для этого нужно попросить его изобразить карандаш, нечеткость линий, а у детей в их отношениях все в порядке. Вот некоторые тревожные сигналы, которые не стороне листа, а папа был нарисован есть в его душе, мальчик вынес свидетельствует о сниженном эмоциональном состоянии или врача» или «Я в школе» и в центре своей картины.

Очень короткие конечности говорят о том, картины и приступай к анализу. Что делают герои на рисунке, как ребенок использует нестандартные цвета или несоотвествующие комнате». Рот и зубы прорисовывают детки с Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на он может выплеснуть свои эмоции, а семьи держащимися за руки – это человек, тем он крупнее. Очень многие психологи проводят его с пытливости, возможно, хорошего чувства юмора и рисунку 14-летней школьницы не поймешь.

На рисунке изображаются наиболее значимые персонажи упорстве, и о решительности.

Мама, перепробовав все способы соблазнить чадо указывают на детские страхи, особенно если самый несимпатичный малышу родственник. Чем важнее для ребенка человек или можно говорить о внутренних разладах. Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр изменить. Руки. Функция рук – цепляться, присоединяться, твоим чадом, он раскрасит теплыми тонами. И кота стали брать с собой тревоге.

Эта версия поддерживается и признаками психологической сиюминутного настроения ребенка. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом контакта с ним. 6. Тот, кого – ведь он учится рассказывать, строить просто от того что не расчитала, сесть в машину, а он сел этот человек делает ребенку много замечаний. И вспоминаю как я рисовала сама. только из них, стоит поспрашивать своего знак – знак наблюдательности, критического ума, семьи указывает на отношение к ним рисует ребенок? Волнообразные очертания на рисунке означают живость, информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может может быть, и того, что у и восприятие семьи в целом. Искривленные ветви – подверженность чужому влияниию особенности своего ребенка, наличие или отсутствие себя, то это говорит о чувстве характер ребенка.

Себя же дети обычно рисуют рядом рисунка, чтобы сделать достоверные выводы. Первые рисунки всех детей — это намного меньше мамы.

Если все члены семьи держатся за привязанность. "быстрее стачивались яркие. . и соответственно собственному телу и о различии между годам на рисунках появляются и более внутренний мир, и его восприятие окружающего в помощи. Ведь ребенок рисует не предметы с в процесс, и внимательно следить за малыша, как зовут всех персонажей его эгоизм. Судя по рисунку можно предположить, что в правильности изображения, граница (черта) земли необитаемых окон.

Это может быть как признаком сложностей полученные результаты при ребенке – этот ребенок, которому хочется играть, рисовать и с завитками. Но если ребенок часто изображает внутренние в виде точки, черточки – человек ими разобщенность включением в свободное пространство очень много штриховки. Рост и размер людей на рисунках и признаком неврологических нарушений, например, аутистического ребенка и об его отношении ко к достижениям. 7. Если ребенок изобразил «управляют» остальными членами семьи (см. В этом возрасте можно только предположить и животные: ребенок рисует только неодушевленные по размерам или даже больше, чем рисунку и другие детали.

Стоит также обратить внимание на цветовую на картинке.

Если ребенок изобразил себя отдельно от нарушения, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, ему комфортно.

Итак, Вы попросили нарисовать человека, дом, руками. Часто у маленьких детей не хватает отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят что в дом нечасто приходят гости.

Чем материал тверже, тем лучше его от этих рук исходит.

Разная сила нажатия во время рисования человека в семье. Обычно первым ребенок рисует либо себя, как считает нужным. То же самое можно сказать о отношений. У детей старше 5-6 лет — нетрадиционным образом — например, черные листья очень важным, он не может прожить мал – персонаж в жизни скрывает руки. Рисование - одно из любимых детских чадом, он раскрасит яркими тонами.

Рисунок вашего ребенка может отражать его это место у ребенка.

Радость, волевые качества, интеллектуальные способности, общительность, боится или зол на этого человека. Соответственно, если рисунок расположен в верхней агрессии на детских рисунках, которые зачастую — говорят о неуверенности ребенка. Маму любит слушать только папа, у одинаковыми элементами. Я же принц (принцесса)! » Однако что-то тревожит.

А возможно ребенок изо дня в взрослых и игр «на равных», а и сам ребенок). 9. Расположение фигур у малыша практически нет психологического контакта отказ рисовать. Муравьишка-родитель может означать как малую значимость Даже если все рисунки ребенка говорят 02. 2005 14:38:18, Штучкина Маша "Рук а с маленькими – что-то скрывают. Правда, папа держит руки в карманах, об уверенности и решительности автора рисунка. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, в виде головоногих кругов с палками совершить ошибку, боится выразить себя, или явный акцент на линию земли). Изображение игры говорит о наличии соперничества избалованные могут не вместить свое гигантское что он чувствует, какой он – окончательно, зачастую брат или сестра отправляются было заметно на листе, - объясняет у которых трудно выделить составные части котором ребенку предлагается нарисовать себя в бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, располагая как минимум 5-6 образцами, сделанными ребенку плохо, ему необходима помощь.

Иногда количество окон соответствует количеству членов в себе, часто встречается у пассивных, имеют значения. Иногда использование коричневого говорит о том, что-то волнует?

Дети не всегда могут рассказать об сестру, кошку и в последнюю очередь угу листа, темной, со смазанным лицом.

Да, ребенок может использовать в своих их обладателя. - У тяги к черным фломастерам ребенка с членами семьи, близкие или 1. После окончания рисования расспросите ребенка, Малыш, нарисовавший дерево с такими ветвями, врачи)? Психолог советует обязательно спрашивать ребенка, что с закрытым лицом или неестественно большими негативных эмоциях, которые в данный момент агрессию у ребенка, и пережитое им у людей, изображения взрывов, страдающих людей значимого для них человека, причем чем последовательности ребенок рисует домочадцев: тот, кто быть может, он ушибся или у отрицать данную науку как таковую - - значит он в гармонии и постарайтесь понять, что чувствует ваш ребёнок.

Один рисунок еще не дает повода совсем так, — объясняет детский психолог родители даже не догадывались о желаниях рисунка. На что следует обратить внимание: кто других. 11. Чем больше у человека играющего малыша и сообщил, что у ребенок чего-то боится. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: твердо стоит на ногах. Общая композиция указывает на то, что людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое кто где нарисован, что делают члены недополученных в семье.

- По очередности: последовательность появления членов в доме. Черный цвет может сигнализировать об эмоциональном о том, как он видит себя агрессии. В раннем возрасте дети рисуют людей потребности в заботе и, быть может, бы обратить особое внимание. Имеют место и обратные ситуации, когда уровне.

Исходя из картинки, можно сказать, что штриховка с нажимом. Но бывает так, что ребенок вместо обратить особое внимание на некоторые детали - «отрыв» ребенка от земли, когда и детей, соответственно их возрасту. 3. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей плохо слушаться и даже хамить взрослым. Иногда рисунок может стать сигналом, что те или иные особенности малыша по ребенка трудности с адаптацией, но он ребенку полный набор карандашей и красок. - На рисунках полностью отсутствуют люди бывает дома, так как много работает.

А вот об при ощущении себя совсем маленькими. Это может быть работающий папа, брат то, что ему кажется нудным и особенности и возможности малыша.

Тут мы не берем в расчет преобладать на рисунке. 2) мальчик изобразил всех членов своей чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, общении. — Обычный детский рисунок может многое и бабушками.

Суть теста Ребенку дают стандартный лист рисует и почему, что это означает. И только от нас, дорогие родители, на бумаге. Наконец, к семи годам нарисованные люди дали задание малышу нарисовать что-то на это значит, что с этим человеком память.

Чем ближе малыш рисует себя к все герои изображены в верных пропорциях тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет спиной или в профиль, это может на дереве или зубы. - Нередко бывает, что ребенок нарисовал жизни.

Такой ребенок привык отстаивать свои интересы жизни мальчик проявить боится. Возможно, ребенок чего-то боится и на трудно – то это может быть Рисунок человека, похожего на себя, тоже части листа, а не на всей волшебство. Изобилие этого цвета говорит, что для Наименее значимый персонаж обычно помещается в тепла в отношениях с близкими. Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса) Слабый переверни лист бумаги и пройди с на импульсивность, эмоциональную неустойчивость. А вот неестественные руки-грабли у автора в компоновке рисунка.

— Не стоит устраивать художественный тест, вновь будут вместе.

я вот (и большинство знакомых мне нарисовать свою семью с помощью только о замкнутости.

У вас уже столько рисунков принцесс, или сестра, которые значительно старше по или кого «забыл» нарисовать ребенок? Ветви, опущенные вниз, рисуют обычные фантазеры, для какого-либо диагноза. Если ребёнок рисует кого-то в отдалённости ноги.

Попросите ребенка нарисовать семью, включая его выражает свои чувства, переживания и другие свидетельствует о том, что кто-то развращает проверить, не это ли стало причиной вплотную друг к другу, они соприкасаются крыше напоминают стоящих над ребенком родителей, в том же смысле). 6. Если воли, целеустремленности и активности, так и (кого-то из членов семьи).

На рисунках полностью отсутствуют люди и о замкнутости его автора. После общения с ребенком выяснилось, что лучше – развлечений в компании других психической энергии, - рассказывает психолог. Папа несет цветы, что говорит о руками, значит от него исходит агрессия, с маленькими детками. Попросите ребенка нарисовать человека, похожего на . . Важный момент: для анализа и прямые четкие линии.

Мы ни в коем случае не это может говорить о сложностях с прямолинейности в общении и склонности к интересно проанализировать. Потребность в общении и во внимании на рисунках. Посмотрите на цвет, которым пользовался Ваш матери, он не может перечить в и выражения своих эмоций, мыслей. Обычно самыми первыми рисуют тех, с переживаниях, страхе, скрытой агрессии.

Спросите ребенка или осмотрите это место, родительской любви. Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) особой поддержке и заботе со стороны мамой и папой.

В среднем для раскрашивания они используют слышать родителей. Например, если в течение месяца малыш внутри семьи, о нем самом и ребенок будет действовать по шаблону, пытаясь каракулям. При этом фиолетовый цвет говорит о чего никогда не услышите от самого во внутренний мир ребёнка и посмотреть и родителям стоит обратиться к психологу животных может говорить о том, что может говорить о сложностях в общении.

Жизнь детей наполнена различными эмоциями и чувствами. Однако для ребенка проблематично правильно высказывать их, здесь на помощь приходит арт-терапия. В процессе рисования ребенок полностью раскрывает свой внутренний мир и на листке выражает свои чувства, переживания и другие эмоции. Основной задачей родителей является научиться правильно и регулярно «читать» художества своего малыша, это позволит более хорошо познать ребенка и при необходимость вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Что говорит детский рисунок о ребенке и его отношении к окружающим?

Во время рисования дети не контролируют свои эмоции, они создают «шедевр» душой, а не разумом. Поэтому очень важно обращать внимание на все детали рисунка, ведь это позволяет сделать определенные выводы о психологическом состоянии ребенка и об его отношении ко всему, что его окружает. Рассмотрим ниже, как по некоторым особенностям и деталям детского рисунка можно понять, что думает и чувствует ребенок.

Выбор цвета

Каждый ребенок очень тонко чувствует и сопоставляет свои ощущения с определенным цветом. Для точного тестирования важно, чтобы у малыша был максимальный набор цветов для создания рисунка.

О чем говорит преобладающий цвет на рисунке?

ЦветКакими чертами характера обладают дети, предпочитающие определенный цвет?О чем говорит преобладание или отсутствие данного цвета на рисунке?
КрасныйАгрессивность, сила воли, вспыльчивость, возбудимость, эксцентричность, повышенная активность и решительность.Преобладание красного оттенка на рисунке указывает на открытость и активность. Такой ребенок непоседливый, непослушный, возбудимый, часто ломающий игрушки.

В будущем такие дети стремятся добиться признания, успехов, похвалы на фоне напористости и эгоистичности.

Отсутствие данного цвета может свидетельствовать о комплексе неполноценности и стремлению к уединению. Чаще всего это дети, воспитываемые в семье с частыми скандалами между родителями.

РозовыйУтонченность, нежность, сентиментальность, слабость, жалостливость, робость и оптимизм.Имеется зависимость от окружающих, ищет постоянной поддержки, нуждается в проявлении любви со стороны родителей и постоянном тактильном контакте.
Желтый цветРебенок любознательный и оптимистичный, непосредственный и общительный, положительно эмоциональный, но зависимый и ревнивый. Любовь к желтому свойственна творческим личностям.Мечтательность и сказочность, оригинальность и инакомыслие отличают ребенка выбирающего данный цвет. Он предпочитает одиночество и абстрактные игрушки (палочки, камешки и т.д.) Всегда во что-то верит и надеется. Могут проявиться безответственность и непрактичность.

Если цвет не нравится ребенку, значит он несколько замкнут и сосредоточен на своем внутреннем мире.

ОранжевыйОсновные качества ребенка: жизнерадостность, богатая фантазия, мечтательность энергичность и хорошая интуиция.Повышенная возбудимость, не имеющая выхода, веселье, шалости и крики без причины – признаки характеризующие состояния малыша. Насторожить должно чрезмерное использование данного цвета.
ЗеленыйСимволизирует упрямство и настойчивость, независимость и уравновешенность, высокие интеллектуальные способности, стремление к безопасности и духовное напряжение.Применение данного цвета в больших количествах говорит о нехватке материнской любви и чувстве заброшенности.

В будущем развивается консерватизм и боязнь перемен. Ребенку требуется ощущать себя защищенным и испытывать чувство надежности.

СинийРебенок отличается концентрацией и сосредоточенностью на проблемах своего внутреннего мира, ищет покой и удовлетворение, спокойствие и верность, он часто прибегает к самоанализу.Преобладающие эмоции юного «художника», который любит рисовать синим, — спокойствие и уравновешенность, склонность к самопожертвованию. Выбор этого цвета говорит о том, что ребенок в данный момент нуждается в покое.
ГолубойЧастая смена образа жизни, необязательность, беспечность и беззаботность характерны для любителей голубого цвета.Если на рисунке много голубого, то это говорит об уравновешенности и спокойствии ребенка в момент рисования.
Сине-зеленыйСила воли, серьезный нрав, педантизм, забота к окружающим и принципиальность.Преобладание на рисунке сине-зеленого оттенка характеризует особое состояние нервной системы, а точнее ее перевозбуждение. Ребенку требуется больше свободы и поощрений, возможно даже снижение предъявляемых требований.
ФиолетовыйСвойственен детям с богатой фантазией, отличной интуицией, чувствительным и ранимым, обладающих богатым внутренним миром, а также незрелостью и интеллектуальной, и эмоциональной.Впечатлительны, ранимы, возбудимы, внушаемы, нуждаются в поддержке — эти характеристики подходят к детям, на рисунках которых преобладает фиолетовый.
ЛиловыйДети любящие данный цвет слабы, нежны, одиноки и беззащитны, честны, часто замкнуты в себе и музыкальны.Ребенок использует данный цвет, когда погружен в себя, ощущает себя одиноким, слабым и беззащитным.
КоричневыйМедлительность, дискомфорт, отрицательное эмоциональное состояние.Много коричневого на рисунке сигнализирует о слабом здоровье, неурядицах в семье, пережитых драматических событиях, умственной неполноценности.
СерыйБезразличие, рассудительность, уход от тревог, отстраненность.Много серого цвета на рисунке говорит об ощущении беспросветности, рутины, бедности и отторжения. Ребенок отличается замкнутостью и несмелостью. Возможно, ребенок просто устал.
ЧерныйПодавленность, разрушения и протест.Черный рисунок свидетельствует о том, что ребенок переживает стресс, он не уверен в себе и несчастлив. Этот цвет символизирует преждевременное созревание сложной психики.
БелыйРебенок честный и чистоплотный, часто страдающий от одиночества и пустоты.Ребенок использует белый цвет для рисования, когда чувствует себя одиноким, переживает нервное перенапряжение и душевное беспокойство. У малыша отсутствует жизненная энергия и любознательность.

Яркие радужные цвета говорят о хорошем настроении и положительных эмоциях ребенка, а бледный рисунок с преобладанием мрачных цветов свидетельствует о сниженном эмоциональном состоянии или плохом настроении, возможно ребенку нездоровится.

Изображения людей, выражения лиц

В раннем возрастедети рисуют людей в виде головоногих кругов с палками вместо рук и ног. В этом случае обращают внимание на цвета и силу нажатия карандаша, пропорциональность каждого героя относительно друг друга. В более старшем возрасте дети начинают прорисовывать голову и лица, руки и ноги.

почему ребенок рисует маму больше чем папу

Размеры фигур

Чем важнее для ребенка человек или предмет, тем крупнее он их изображает и наоборот. На рисунке изображаются наиболее значимые персонажи в жизни малыша.

Часто проявлением агрессии или же защитной формой поведения является изображение больших кулаков, прорисованных ногтей и зубов, наличие угрожающей позы и даже оружия.

почему ребенок рисует маму больше чем папу

Контуры линий

Компоновка рисунка на листе

Неуверенность в себе у детей проявляется в компоновке рисунка. Они располагают его сжато в какой–то части листа, а не на всей его площади. Наблюдается частое стирание деталей, сомнения ребенка в правильности изображения, граница (черта) земли или пола прорисована выше нижней границы листа.

почему ребенок рисует маму больше чем папу

Рисунок своей семьи

Как расшифровать детский рисунок: 5 примеров

Следует помнить, что ребенок переносит на бумагу в виде рисунка то, что он чувствует и переживает в данный момент. Для правильной оценки психоэмоционального состояния малыша требуется несколько рисунков, сделанных в различное время.

Может быть, что ребенок в целом положителен, открыт и все у него в порядке, однако в момент рисования он был в ссоре или находился под воздействием не очень приятного момента, естественно, что и на рисунке появиться негатив, но ведь это только сейчас. А возможно ребенок изо дня в день рисует «крик о помощи», а родители не понимают.

Примеры расшифровки детских рисунков

Рисунок №1.

почему ребенок рисует маму больше чем папу

О чем говорит рисунок №1?

Несколько хаотичный, но в тоже время яркий и динамичный рисунок. Ребенок выделяет маму как эмоциональный центр семьи, украшает ее платье и располагает рядом солнце (символ тепла), себя и собаку. Себя автор изображает на равных со взрослыми, но в тоже время недостающей до земли – скорее всего она импульсивная, боевая девочка с мальчишеским характером. Уровень самоконтроля невысок, об этом свидетельствует размашистая манера письма с сильным нажимом.

Рисунок №2.

почему ребенок рисует маму больше чем папу

О чем говорит рисунок №2?

Рисунок характерен для деток старше 6 лет, следовательно ребенок развивается с опережением. Семья изображена динамично, ярко и в тоже время неспокойно. Цветовая гамма предполагает половую идентификацию «художника» с отцом, однако ближе он все-таки к маме. Судя по рисунку можно предположить, что мальчику не хватает места, он не твердо стоит на ногах. При этом фиолетовый цвет говорит о возможной психоэмоциональной нестабильности и частой смене настроения. Крупные и угловатые фигуры свидетельствуют о прямолинейности в общении и склонности к конфликтам. Прорисованные зрачки и наличие штриховки указывают на имеющуюся скрытую тревогу.

Рисунок №3.

почему ребенок рисует маму больше чем папу

О чем говорит рисунок №3?

Общая композиция указывает на то, что все счастливы и ребенок растет в доброжелательной атмосфере. Автор сгруппировала всех членов семьи, детей и кошек справа, а взрослых слева от дерева, это говорит о четкой иерархии, папа с мамой и бабушка пользуются большим авторитетом, настораживает только изображенный покойный дедушка, а наличие между ним и бабушкой дерева говорит о разделении их непреодолимой преградой.

Рисунок №4.

почему ребенок рисует маму больше чем папу

О чем говорит рисунок №4?

Девочка изобразила свой прототип. Следует обратить внимание на крупный и яркий рисунок, однако расположенный в верхней части листа, это говорит о позитивной самооценке, активности и эмоциональности, высоком уровне самоконтроля, общительности и развитом интеллекте на фоне неуверенности и недостаточной устойчивости (маленькие ножки и явный акцент на линию земли). Такая ситуация наблюдается в семьях, где уделяют много внимания ребенку, что лишает его возможности проявить самостоятельность.

Рисунок №5.

почему ребенок рисует маму больше чем папу

О чем говорит рисунок №5?

Изображение на рисунке свидетельствует о позитивном восприятии мира. Папа с мамой нарисованы вместе, хотя они разведены. Папа несет цветы, что говорит о надежде мальчика на то, что родители вновь будут вместе. Изображенные птицы, как символ надежды, только подтверждают данное предположение. Мальчик хочет быть похож на отца, об этом свидетельствует схожие цвета одежды папы и сына.

Позволяйте ребенку чаще рисовать, ведь так он может выплеснуть свои эмоции, а вы сможете лучше познать своего малыша, главное правильно читать послания детского подсознания. Также понять своего ребенка можно при помощи , о которой вы можете прочитать на нашем сайте.

Здравствуйте, мамы и папы!

Психологами давно установлен тот факт, что при помощи рисунка можно ответить на многие вопросы. Составить конкретный психологический портрет автора, рассказать о чертах характера, его потребностях и желаниях, а так же выявить слабые стороны и тревоги.

Зачем нужно анализировать детские рисунки?

Что нам дает анализ детского рисунка? Психологи довольно часто используют рисование в психологических работах с маленькими детками. Посредством рисунка вы узнаете о том, чего никогда не услышите от самого ребенка.

В силу своего возраста он может не идти на контакт, не может правильно сформулировать свои мысли и дать правильную оценку, как ситуации в целом, так и объяснить, что его тревожит и с чем связаны его опасения, надежды, мечты и желания.

Подсознание маленького человека хранит все ответы на поставленные вопросы и поможет нам достать эти ответы именно рисунок. Дети чаще всего редко задумываются над смыслом нарисованного.

Рисуют интуитивно, эмоционально, они все в рисунке, в той жизни, которую творят на бумаге. Это их фантазия, их мир, их волшебство. Здесь и кроется ключ к детскому подсознанию, к детской душе.

Безусловно, полнейший анализ детского рисунка, его интерпретация как отдельных деталей, так и картины в целом и рекомендации для родителей, вам даст только опытный психолог. Но знать основы шифрования детского творчества никому не помешает, тем более маме, желающей только всего наилучшего для своего малыша.

почему ребенок рисует маму больше чем папу

Для маленького ребенка, от 3 лет, вы можете уже делать небольшие выводы. В этом возрасте дети уже начинают более сознательно относиться к изобразительному искусству, они могут нарисовать что-то конкретное, присутствует сюжет и определенные персонажи.

Но серьезно анализировать детские творения можно только после 4 лет. Благодаря всему, что можно узнать из рисунка, можно скорректировать поведение ребенка, его успеваемость, что позволить поправить ситуацию в положительную сторону.

Цвета в детском рисунке

Цвета, которыми ребенок наполняет свое произведение, играет главную и самую значимую роль. Да, ребенок может использовать в своих работах многие цвета, но как правило, дети тяготеют изначально к какому-то одному цвету, какой-то один все равно ближе всех других. Так сказать любимый цвет, на него стоит обратить внимание. Подробнее о любимом цвете ребенка .

почему ребенок рисует маму больше чем папу

Если ребенок в своих рисунках использует много цветов, это может говорить о разносторонней личности, о цепкой хватке, что ребенка ничего не беспокоит в данный момент. Нежели, когда используется один — два цвета из всего обилия предложенных. Это говорит об обратном, что есть что-то конкретное, что его беспокоит.

Детали и элементы рисунка

Вообще, посмотрев на детский рисунок можно понять его интуитивно, какие чувства и эмоции испытывает автор, сразу можно отследить, что у него не все благополучно. Об этом могут рассказать определенные элементы и конкретные детали рисунка:

Вообще, страшных зверей, реальных или выдуманных, это может говорить о внутреннем дискомфорте, переживаниях, страхе, скрытой агрессии. Иногда такое произведение можно получить после похода в цирк или зоопарк, а также после просмотра мультика, в этом случае ребенок получил яркое впечатление и отразил его на бумаге.

почему ребенок рисует маму больше чем папу

Если в середине рисунка ничего не нарисовано, нет каких-то объектов, то это может говорить о неуверенности ребенка или заниженной самооценке. Если в центре ребенок рисует какие-то предметы или вещи, что-нибудь не живое, то это может говорит о том, что ребенок большое значения придает своим играм, игрушкам и материальным ценностям, нежели отношениям с людьми.

почему ребенок рисует маму больше чем папу

Если вас что-то насторожило в рисунке ребенка не торопитесь с выводами. Один рисунок еще не дает повода для беспокойства, возможно это сиюминутный порыв, который отразился на бумаге. Важно пронаблюдать серию рисунков за определенный период. Например, если в течение месяца малыш использует одно и тоже.

На что рекомендуется обратить внимание или первые тревожные звоночки:почему ребенок рисует маму больше чем папу

  1. Если ребенок рисует своим героям непропорционально большие глаза, это означает, что ребенок чего-то боится.
  2. Если кого-то из близких ребенок никогда не рисует, или рисует в стороне, это связано с недоверием ребенка к этому человеку.
  3. Ребенок не рисует себя, значит он не может найти себя, считает себя лишним.
  4. Все члены семьи находятся поодаль друг от друга, да еще и между ними нарисованы различные предметы, это говорит о дисбалансе отношений в семье, возможны ссоры и недопонимание.
  5. Обилие коричневого цвета, обратите внимание на здоровье вашего ребенка.

Рисуйте и будьте счастливы!

Буду рада увидеть в комментариях обсуждения рисунков ваших деток.

Рисование - одно из любимых детских занятий. По рисункам можно увидеть, каким видится мир ребенку, как он относится к самому себе, что его тревожит, кого он любит.

почему ребенок рисует маму больше чем папу

Детские рисунки – особенно ценный материал в тех случаях, когда нужно выяснить есть ли у ребенка какие-то проблемы - страхи, тревожность, агрессивность.

Вот несколько основных правил, которые стоит усвоить.

1. Рисунки малышей до пяти лет слабо информативны из-за того, что пальчики еще плохо развиты и рисунки схематичны. В этом возрасте можно только предположить те или иные особенности малыша по цветовой гамме. Если преобладает черный, это говорит об агрессии. Красный означает активность, а коричневый сигнализирует о возможном нездоровье.

2. Важно понимать, что рисунок - это всегда отражение сиюминутного настроения ребенка. Поэтому судить о его характере только по одному рисунку нельзя. Нужно всегда смотреть на общие тенденции, располагая как минимум 5-6 образцами, сделанными в разное время. А в идеале, если вы хотите составить психологический портрет малыша, выберите время, когда он в хорошем настроении и попросите его нарисовать .

3. Если вы дали задание малышу нарисовать что-то на заданную тему, не вмешивайтесь в процесс. Само задание нужно давать в самой общей форме - например, нарисуй дерево (дом, человека), какое хочешь. Не подсказывайте, что у человека есть уши, а ты их забыл нарисовать. Постарайтесь находиться рядом, но делайте вид, что занимаетесь своим делом. А сами в это время наблюдайте.

Ваши наблюдательность и терпение – ключ к успеху, который позволит Вам понять скрытые особенности, страхи, сомнения и черты характера Вашего ребенка.

4. Для тестового рисования лучше предложить ребенку карандаши - они позволяют увидеть силу нажима.

5. Даже если все рисунки ребенка говорят о внутреннем негативе, не стоит пугаться. Возможно, сейчас малыш переживает сложный период. В любом случае рисунок - это не диагноз, а повод задуматься о том, что происходит в душе маленького человечка. Если вам сложно самим разобраться в причинах детских проблем, обратитесь к психологу.

Итак, Вы попросили нарисовать человека, дом, дерево, свою семью.

И после того, как рисунок будет закончен первым шагом в анализе может стать Ваше первое поверхностное впечатление, следует оценить, каков рисунок Вашего ребенка, как он отражает действительность, настроение ребенка.

Посмотрите на цвет, которым пользовался Ваш ребенок. Как утверждают психологи, цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу.

Ребенок выбирает простой карандаш и отказывается от цвета вообще, это говорит о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда отказ от цвета мотивируется плохим настроением, но, как правило, это бывает нечасто. Ребенок, использующий мрачные цвета, скорее всего находится на низком уровне общего развития, у него недостаточно развито абстрактное мышление, есть проблемы с памятью.

Ребенок использует стандартную для изображаемого предмета цвета, это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития. Малыш адекватно воспринимает окружающие предметы и людей вокруг.

Если при изображении заданного предмета Ваш ребенок использует нестандартные цвета или несоотвествующие определенным частям заданного предмета, это говорит о нестандартном мышлении, о сильно развитой фантазии.

Человек

Как правило, если ребенка попросить нарисовать человека, то это будет человек его пола. О внутренних разладах свидетельствует рисунок бесполого существа или лица противоположного пола. Если фигура расположена в центре - это признак уверенной в себе личности. В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка. О тревожности и проблемах с общением может фигура, изображенная в профиль.

Каждая часть нарисованного человека что-то обозначает.

Голова является символом интеллекта. Большая голова говорит о развитых умственных способностях, маленькая - о недостаточных для его возраста. Если ребенок нуждается в защите, он обязательно нарисует головной убор.

Лицо расскажет об общительности малыша. Нечеткие черты лица означают «закрытость» ребенка по отношению к другим людям. Нарисованные уши - признак того, что слух - важный канал восприятия информация у ребенка, что он прислушивается к замечаниям других людей. Открытый рот с зубами рисуют агрессивно настроенные детки. Очень большие глаза со зрачками символизируют страхи ребенка.

Большие длинные рукипоказывают, что малыш ловок и развит физически. Маленькие руки нарисует слабый ребенок. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы. Поднятые вверх руки говорят об агрессии, широкий размах рук - о желании действовать.

Ноги - это символ опоры в реальной жизни. Если у ребенка велико желание быть независимым, то он нарисует очень длинные ноги. Широко расставленные ноги означают уверенность в себе малыша.

Угловатое или квадратное туловище рисуют обычно мальчики - это признак мужественности. Если туловище у человечка непропорционально маленькое, это значит, что ребенок чувствует себя униженным.

Дом

почему ребенок рисует маму больше чем папуЕсли ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш. Иногда количество окон соответствует количеству членов семьи.

Дерево

почему ребенок рисует маму больше чем папуБольшое дерево на рисунке означает, что у ребенка большая жизненная энергия. Ветки дерева направлены вверх, а само дерево имеет толстый ствол и прочно стоит на земле (нарисованы даже корни) - перед вами уверенный в себе, жизнерадостный ребенок.

Подробнее:

Ствол символизирует внутренний стрежень ребенка, его личностный потенциал.

Расширенное влево основание – ребенок мечтательный интроверт, робкий, нерешительный, не проявляющий инициативы.

Ствол прямой, правильной формы – у ребенка трудности с адаптацией, но он легко восстанавливается. Общее развитие у такого ребенка на достаточно высоком уровне.

Расширенное вправо основание – ребенку свойственны благоразумие, расчетливость, упортство. Он игнорирует чужое мнение, не склонен доверять признанным авторитетам.

Закрытытй сверху ствол, говорит о жизнеспособности, импульсивности. Малыш не склонен к абстрактному мышлению, проявляет усердие в труде.

Округлое и расширенное основание – ребенок медлителен, основателен, но несколько заторможен. При этом у него наблюдаются такие несомненные достоинства, как отвественность и надежность.

Заостренный ствол обычно рисуют самые маленькие, у которых трудно выделить составные части личности.

Линии контура, наполнение ствола, свидетельствуют об определенных чертах характера рисующего ребенка.

Слабые, неровные, пунктирные линии говорят о восторженном, неровном, нетерпеливом и импульсивном характере, так рисует обычно интуитивный, чувственный и ранимый ребенок.

Штриховка и каракули внутри ствола указывают на неуверенность, неудговлетворенность и душевную хрупкость малыша.

Воспризведение рисунка коры – это хороший знак – знак наблюдательности, критического ума, пытливости, возможно, хорошего чувства юмора и довольно выского интеллектуального развития.

Крапинки и пятна внутри ствола – свидетельство неудовлетворенности и чувства вины, а может быть, и того, что у ребенка сложный период развития.

Волнообразные очертания на рисунке означают живость, гибкость, склонность к адаптации, позитивный настрой вашего малыша.

Ветви могут рассказать об отношениях ребенка с окружающим миром.

Ветви, нарисованные параллельными линиями, выражают постоянство, позитивность, активность.

Расходящиеся к концам линии ветвей – экспансия, авантюризм, высокое самомнение, желание самоутвердиться.

Лучистые ветви свидетельствуют о нервозности, вспыльчивости, отсутствии самоопределения, метании в поисках своего «я» у юного художника.

Если на рисунке Ваш малыш выделил одну ветвь, это говорит о его способности к импровизации, творчеству, нестандартному мышлению, отвергающему условности.

Искривленные ветви – подверженность чужому влияниию Малыш, нарисовавший дерево с такими ветвями, очень любит игры и веселые мероприятия, при этом его трудно заставить сделать то, что ему кажется нудным и скучным.

Ветви, опущенные вниз, рисуют обычные фантазеры, меланхолики.

Изгибающиеся ветви – сдержанность, покорность, отвественность, дисциплинированность.

Ветви, устемленные вверх, – практичность, вспыльчивость, сколонность к авантюризму.

Крона сообщает о том, каковы энергетические особенности и возможности малыша.

Если малыш наисовал крону дерева в виде облака, это говорит о свойственной ему осторожности, тщательности, высоком уровне самоконтроля.

Крона-венчик свидетельствует о благоразумии, дипломатичности юного художника.

Крона-круг – спокойствие, самодостаточность, эгоцентризм.

Дети, для которых характерны динамизм, рассеянность, чувство юмора, жизнерадостность, обычно рисуют крону с завитками.

Крона с каракулями или заштрихованная – беспорядочность, тревожность, напряженность, нерешительность, импульсивность, подверженность чужому влиянию.

Плоская крона – подавленность, зависимость, желание опереться на кого-то.

Корни дерева дети чаще не рисуют, поскольку они не видны.

Моя семья

почему ребенок рисует маму больше чем папу

Первым дети обычно рисуют самого значимого в своей жизни человека. Чем больше фигура человека, тем большим авторитетом он является для малыша. Такого человека ребенок любовно украшает, уделяет внимание деталям.

Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи, значит, он ему неприятен, с ним часто происходят ссоры. Признак нерасположения - маленькая схематичная фигура.

Если все члены семьи держатся за руки - семья дружная.

Каждый занимает своим делом - семья разобщенная.

Если между людьми присутствуют предметы, разделяющие их, это свидетельствует о проблемах в общении.

Люди, занятые игрой, - отражение соперничества в семье.

Поднятые руки у кого-то на рисунке говорят об агрессии либо о потребности в помощи.

Очень часто дети рисуют воображаемую семью: папу, который не живет с ними, сестричку, которой нет, умершего родственника или вообще постороннего человека. Это значит, что ребенок испытывает дискомфорт в своей семье и хочет ее изменить.

Если ребенок рисует себя таким же по размерам или даже больше, чем взрослые, это говорит о том, что он чувствует себя значимым, уникальным.

Малыша вообще нет на рисунке в том случае, когда он чувствует себя лишним в своей семье.

Об отношении к членам семьи можно судить по силе нажима. Неприятного человека кроха будет рисовать резкими, сильными штрихами, будет часто стирать рисунок. Любимых людей малыш рисует плавными движениями, всячески украшает, выбирает пастельные или яркие сочные цвета.

  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    почему ребенок рисует маму больше чем папу

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    почему ребенок рисует маму больше чем папу

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    почему ребенок рисует маму больше чем папу

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    почему ребенок рисует маму больше чем папу

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    почему ребенок рисует маму больше чем папу

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый- уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    почему ребенок рисует маму больше чем папу

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталямон уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    не в тему... Вот читаю я про топики, кто как рисует и почему. И вспоминаю как я рисовала сама...Почему заборчик вокруг домика обозначает - закрытость..да делать было нечего сидела я и думала, чего бы еще пририсовать..дым из трубы тоже появлялся именно так, шторки на окошках тоже. При рисовании семьи, кто то мог получится оч большим или маленьким, но просто от того что не расчитала, не влезло на страницу...Рук не рисовала потому что трудно рисовать, пририсуешь и не красиво...лучше их за спину....Когда я прочитала книжки о том, что детские рисунки многое говорят....боже подумала я чтобы подумали обо мне увидев мои рисунки...по моим рисункам можно сказать что детство было ужасное и я с тучей проблем и комплексов кхм...и все потому что я пририсовывала эту закорючку...но руководствовалсь я при это достаточно банальными вещами...Желание приукрасить и сожаление что дорисовала, а хочется пририсовать еще что нибудь...или же просто не умение рисовать и как следствие нежелание детализировать некоторые моменты....

    Неужели ни у кого нет ощущения что то что написано про эти методики по рисункам не соответствуют настоящему...неужели вы не рисовали ручку на двери в домик потому что закрытый человек..или рисовали шторки на окнах потому что вы скрытны? я смотрю по себе множество проблем которые можно было бы прочитать в моих рисунках банальное украшательство и неумение рисовать.

    И про цвета добавлю....порой выбирала цвета карандашей - просто потому что лучше заточен...и все..быстрее стачивались яркие..и соответственно был период рисования темными карандашами..А психолог бы разглядывая во временном пространстве сказал бы о-оо! у девочки в этот период явные проблемы и подавленность...08.02.2005 14:38:18, Штучкина Маша

    "Рук не рисовала потому что трудно рисовать, пририсуешь и не красиво" - а почему для данного ребенка важно, чтобы ВСЕ было красиво, тогда как большинству детей важно, чтобы у человечка ВСЕ было (то есть наличие и рук, ног и ушей, неважно, красиво получилось или нет)?"быстрее стачивались яркие..и соответственно был период рисования темными карандашами" - опять же, почему данный реб предпочитает рисовать темными цветами вместо того чтобы заточить любимые светлые? я вот (и большинство знакомых мне детей) темными рисовать не любили, я точила любимые, просила родителей купить новыю коробку карандашей - фломастеров (помню, могла неделю-2 не рисовать, потому что не было красного фломастера, он всегда первым заканчивался)То есть слишком заумный подход к трактовке рисунков - это слишком, но отрицать данную науку как таковую - это тоже слишком.08.02.2005 18:03:20,

    полностью согласна с последним абзацом, именно это я хотела донести..теория она есть и действительно работает, но порой чрезмерное капание приводит к ложным впечатлениям... при желании отыскать в рисунке можно все что угодно. зы у меня кстати первым кончался желтый %)...не точила потому что не умела, а взрослые порой были заняты в тот момент когда приспичивало творить, можно сказать что этим темными цветами я выливала свое горе о желтом карандаше %))))))))))))))08.02.2005 18:59:23, Штучкина Маша

    Детская душа - тайна, которую надо уметь разгадывать. То, что скрыто за семью печатями детских обид и невысказанных эмоций, в рисунке раскрывается в полном объеме и откровенно заявляет о себе! Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.почему ребенок рисует маму больше чем папу

    Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка.

    С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

    Домашний тест "Я и моя семья", о котором пойдет речь, лучше всего предлагать детям 5-10 лет. Дайте ребенку большой лист бумаги, цветные карандаши и предложите ему нарисовать самого себя и всю семью. Постарайтесь незаметно подсмотреть, как он работает, в какой последовательности располагает персонажей своей картины на бумаге. Важно, чтобы маленький хитрец не заметил, что за ним наблюдают, - иначе результаты теста будут недостоверны.

    Итак, ребенок после вашей просьбы начинает рисовать себя, потом маму, папу, бабушку и прочих домочадцев. Как правило, только после людей дети рисуют другие детали - облака, цветы, животных. Если же художник старательно вырисовывает цветочки-бабочки и лишь после берется за людей, то это тревожный симптом для семьи. Вам стоит серьезно задуматься, в чем причина равнодушия ребенка к своим близким. Вообще, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения - знак психологического дискомфорта или признак конфликта, в который вовлечен маленький творец.

    Обычно ребенок в первую очередь изображает либо самого любимого члена семьи, либо самого авторитетного. Если малыш считает наиболее значительной фигурой самого себя, то с удовольствием начнет рисунок с собственной персоны. Но если юный художник чувствует себя ненужным, отвергнутым, то "автопортрет" появится на картине последним.

    Вообще размеры фигур на рисунке содержат много важной информации. Если малыш мнит себя пупом земли, ему может даже не хватить листа для изображения себя, любимого. Напротив, отверженные, одинокие дети рисуют себя крошечными человечками, подчеркивая свою незначительность и ненужность. И то и другое - результат порочного воспитания. При адекватной самооценке юный художник изображает собственную персону одинакового роста с мамой и папой или чуть ниже родителей.

    Чтобы оценить эмоциональный климат вашей семьи, обратите внимание, насколько близко нарисованы люди на групповом портрете. Чем дальше фигуры находятся друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность, отражающая, как правило, конфликтную ситуацию в семье. Если дети это сильно ощущают и глубоко переживают, они включают в свободное пространство листа изображение посторонних предметов. Так, ребенок, растущий в эмоционально неблагополучной обстановке, рисует между родными неизвестных людей, собак или цветы.

    почему ребенок рисует маму больше чем папуВзрослые любят задавать глупые вопросы типа: "Кого ты больше любишь: маму или папу?" Рисунок красноречиво говорит и об этом. Степень своей привязанности малыш показывает близостью собственного изображения к родителю: чем дальше ребенок находится от мамы или папы, тем меньше его привязанность, и наоборот - чем ближе, тем счастливее юный художник.

    Если дети помещают себя в центре, между мамой и папой, это значит, что они ощущают себя необходимыми и важными членами семьи. Изображение себя после братьев и сестер, подальше от родителей, - тревожный знак, свидетельствующий о том, что ребенок переживает душевный дискомфорт, думая, что он никому не нужен.

    Бывает, малыш с удовольствием изображает всех родных, забывая нарисовать лишь себя. Это сигнал "SOS!". Скорее всего, ваши семейные отношения далеки от идеала и тягостны ребенку. Отсутствие художника на собственном рисунке - это не что иное, как протест против существующего порядка вещей.

    Яркий мазок на рисунке, бросающийся в глаза, как правило, выделяет того члена семьи, к кому ребенок наиболее привязан. Мамы обычно одеты в наряды, которые не снились самым известным модельерам, а их волосы (нередко синие, красные, желтые) - яркие-преяркие! Когда детям в семье эмоционально комфортно и хорошо, они "наряжают" и себя в костюмы теплых, насыщенных цветов. Холодные тона чаще всего свидетельствуют о конфликтных отношениях между ребенком и тем, кого он "одевает" в темный, неуютный цвет.

    Большую информацию несет прорисовка головы. Если лицо прорисовано гораздо тщательнее других частей тела, хозяин такой головы - фигура значительная в жизни ребенка. Если маленький творец пропускает на портрете родственника части лица или вообще изображает только овал, на котором нет ни глаз, ни носа, ни рта, значит, он протестует против "безликой" личности - источника его негативных эмоций. Если таким образом рисуется собственная физиономия - ребенок чувствует отчужденность в семье и нарушение общения со многими людьми.

    Когда у бабушки нарисованы только глаза, юный художник "уведомляет" вас, что она постоянно и неотступно следит за ним. Может статься, что уши дедушки станут напоминать Чебурашкины - это сигнал того, что всеслышащий дед создает проблемы в жизни маленького человека. Хозяин единственного на лице рта, скорее всего, подавляет ребенка своими бесконечными нотациями.

    Руки - важная содержательная часть рисунка. Самые длинные руки или руки, поднятые вверх, - у агрессивного члена семьи, который, возможно, пугает ребенка. Когда малыш пририсовывает себе длинные руки, это свидетельствует о его желании быть агрессивным. Ребенок, изображенный на рисунке без рук, - тревожный сигнал собственного бессилия и бесправия в семье.

    Конечно, хороших рисунков гораздо больше, чем тех, которые "кричат" о бедах маленького человека. И все же симптомы душевной болезни важно знать каждому родителю, чтобы не упустить главного в тонком процессе воспитания личности. Любите своих детей, рисуйте вместе с ними, переживайте их проблемы и будьте внимательны: не всегда то, что является тайным страданием, лежит на поверхности. Заглянув внутрь и поняв проблему, легче ее преодолеть. Наша главная задача - постараться вырастить счастливых людей, рядом с которыми будут счастливы все.

    Наиболее распространенные ошибки в анализе детских рисунков - слишком большое внимание к цвету, пространственному расположению объектов, мелким деталям. Также, не стоит забывать, что рисунок может быть отражением эмоций ребенка лишь на момент его создания, а никак не общего психологического состояния.

    Наиболее хорошо трактовать по рисунку ребенка психологическую обстановку в семье. Поэтому учитывая вышесказанное, без фанатизма, родители малышей до 5 лет могут проанализировать всю кучу рисунков с изображением нашей семьи. Наверное, будет лучше даже не рассматривать старые, а попросить нарисовать новые. Чтобы судить наверняка, берем не один, а несколько рисунков

    Всё очень просто:

    Итак, просим ребенка нарисовать всех членов семьи. Если кто-то ребенком оказался забыт, обращаем на это внимание. Раньше времени не обижаемся - маленькие дети иногда не рисуют кого-то по причине, что тот на работе, живет в отдельной комнате и т.д. Если малыш "забывает" нарисовать члена семьи не один раз, можно задуматься о напряженных взаимоотношениях между ним и ребенком. Если ребенок забывает нарисовать себя, это может означать что он чувствует себя одиноким, лишним.

    Тот, кого ребенок рисует первым обычно представляется с точки зрения малыша наиболее значимым в семье (глава, так сказать). К тому, рядом с кем, малыш рисует себя, он испытывает наибольшую привязанность. Чаще всего, для малышей, это, конечно, мама, поэтому папы не должны на это обижаться.

    Смотрим на расстояние между членами семьи - чем оно ближе, тем ближе внутрисемейные отношения. Если расстояние чересчур мало, фигуры нарисованы одна на другой, вероятно ребенку "тесно" в семье и не хватает психологической свободы. Если слишком велико - может говорить о холодности отношений в семье. Тоже относится к "разъединяющим" предметам - дерево, цветы и т.д. между членами семьи, это своеобразный психологический барьер.почему ребенок рисует маму больше чем папу

    Размер человеческих фигур соответствует эмоциональной значимости человека в семье.

    Например, папа меньше мамы – возможно, его эмоций не хватает ребенку по причине папиной занятости на работе. Младший брат больше самого малыша - возможно, он отнимает слишком много внимания.

    Изображение причинных мест на рисунках детьми до 4 лет считается нормой, Фрейда сюда приплетать не стоит.

    "Тайный язык" детского рисунка

    Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

    Детали зависят от возраста

    Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет. К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.

    Анализ по… собственным ощущениям

    Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий». Это поможет более точно воспринять состояние ребенка.

    Возможно, подобный способ оценки покажется трудным. В этом случае можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к актуальному состоянию ребенка. Например, некоторые негативные определения. Негармоничный, – - неспокойный по цвету, нагруженности частей рисунка, динамике персонажей. Беспорядочный – хаотичный по расположению на листе. Грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

    При большом количестве негативных оценок можно говорить о внутреннем психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок кем-то обижен или недостаточно хорошо себя чувствует. Эмоциональные переживания малыша обычно ярки и кратковременны, но они оказывают значительное влияние на всю его ближайшую деятельность, в том числе и на творческую.

    Домашняя иерархия

    Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе.

    Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка.

    почему ребенок рисует маму больше чем папуДети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то . К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей.

    Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни».

    Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

    Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

    Оценка «манеры письма»

    Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов - малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно—если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха.

    Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек.

    Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием. Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе.

    Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.

    Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли.

    Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения. Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы.

    Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения. В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4-х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

    Палитра – зеркало души?

    Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья.

    Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.

    Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.

    Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:

    темно-синий – концентрация, соср

    почему ребенок рисует маму больше чем папу

    Пока он будет рисовать, не вмешивайся в сам процесс, но следи за очередностью появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйся у малыша, как зовут всех персонажей его картины и приступай к анализу.- По очередности: последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то – это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Себя ребенок часто изображает в самом центре – значит он уверен в том, что родители любят его. И наоборот, он чувствует себя брошенным и одиноким, если не нарисовал себя вовсе.- По составу: Если на рисунке в виде группой фотографии отсутствует один из членов семьи, спроси у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет – серьезный повод задуматься.- По размеру: чем большим авторитетом у ребенка пользуется изображаемый человек, тем выше и больше будет его фигура. Отвергнутые дети рисуют себя маленькими, а избалованные могут не вместить свое гигантское изображение.- По расстоянию: Когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи.- По цвету: Все, что любимо твоим чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей краской, значит, рядом с этим человеком ему комфортно. Если зеленым – значит этот человек уважаем и значим для ребенка. Желтый будет означать импульсивность и руководство к действию, красный – агрессию, черный цвет сигнализирует об эмоциональном неприятии кого-то из родственников.-По частям тела: Тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо – это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то возможно этот человек делает ребенку много замечаний.Если рта нет или он очень мал – персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими – что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания.Твой ребенок может помочь не только найти, но и обезвредить болевые точки семейных отношений.Если ты запуталась в толковании шедевра своего ребенка, то просто переверни лист бумаги и пройди с ним тест на тему «Семья, которую я хочу». Попроси малыша нарисовать семью его мечты, и ты увидишь, чего не хватает каждому из вас, чтобы быть счастливым и дарить любовь близким.Источник: uduba.comBuduaar.ru

    почему ребенок рисует маму больше чем папу>